Выезд на встречную при повороте налево

Разъяснения Верховного суда о выезде на встречную полосу

Выезд на встречную при повороте налево

Журнал

«Российская газета» приводит постановление пленума Верховного суда РФ, касающееся выезда на встречную полосу, поворота с касанием сплошной линии разметки, а также езды задним ходом по дороге с односторонним движением.

Представьте ситуацию: вы едете по левой полосе, и перед вами авария. По правилам вы должны объехать это препятствие справа. Но там толчея, кто-то рвется вперед, кто-то так же, как и вы, пытается втиснуться в поток машин, а слева за двойной сплошной все свободно. И вы объезжаете аварию по встречке.

Но бдительный инспектор не простит вам такого нарушения, а уж как он его квалифицирует — вопрос открытый. До сих пор очень часто такие случаи объезда препятствия квалифицировались именно как движение по встречной полосе. Наказание за это одно — лишение прав. Зачастую и суды вставали на сторону инспекторов.

Это вызывало массу споров, ведь есть статья за нарушение правил объезда препятствия. Почему бы не квалифицировать это нарушение по ней? Тем более, что в Главном управлении ОБДД МВД России настаивали именно на штрафе за это нарушение.

Теперь пленум Верховного суда пропишет четко, что если водитель выехал на встречную полосу для объезда препятствия, то наказать его за это можно только по части 3 статьи 12.15, а это штраф от тысячи до полутора тысяч рублей.

Напомним, что в правилах появилось исключение для знака «обгон запрещен». В зоне его действия можно обгонять тихоходные транспортные средства, конструктивная максимальная скорость которых не может превышать 30 км/час, а также гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски.

В ГАИ настаивали, что такое исключение распространяется только на те машины, которые снабжены соответствующим знаком «тихоходное транспортное средство». А если такого знака на тракторе нет, то и обгонять его нельзя. К тому же, если при наличии знака «обгон запрещен» есть еще и сплошная линия разметки, то нельзя обгонять даже тихоход.

Потому что для этой линии исключений в правилах нет, считали в ГАИ.

Однако Верховный суд посчитал, что если на конструктивно медленной машине нет соответствующего знака, то это вина владельца такой машины, а не того, кто ее обгоняет.

Также пленум решил, что раз по правилам знак имеет приоритет над разметкой, то и исключения для него также распространяются на разметку, а поэтому при обгоне тихоходного транспортного средства, на котором нет обозначения, что оно тихоходное, даже через сплошную линию разметки в зоне действия знака «обгон запрещен» водитель не может быть привлечен к административной ответственности.

Есть тут и пара но. Если водитель обогнал машину или тот же трактор, который двигался со скоростью менее 30 км/час, но по конструкции может двигаться быстрее, то это уже будет нарушением. Движение по встречной полосе — лишение прав на 4 — 6 месяцев. Также водитель не может обгонять тихоход в местах, где ограничена видимость, за сто метров до ж/д переезда и прочее, прописанное в правилах.

Так что если вы не уверены, что перед вами тихоход, то и не стоит его обгонять до разрешенного места.

Остается вопрос: каким образом инспектор будет определять, ограничена ли скорость у этого трактора производителем или нет?

Еще одна интересная новелла. В правилах прописано, что поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. Здесь нет прямого запрета.

Поэтому некоторые суды в некоторых случаях не рассматривали такой маневр, как движение по встречной полосе. Получалось, что, выехав из двора на встречку и проехав по ней до того места, где сплошная становится прерывистой, водитель как бы и не нарушает правил.

Пленум Верховного суда решил, что такое движение следует квалифицировать по части 4 статьи 12.15, то есть лишать водителя прав.

https://www.youtube.com/watch?v=d5_cwj-dOV4

Однако в проекте пленума нигде не сказанно, как квалифицировать разворот по кратчайшей траектории, а это также один из острых вопросов.

Почему при разрешенном на перекрестке развороте на дороге с двумя сплошными линиями я его могу выполнить по кратчайшей траектории, а при прочих равных условиях, но если встречные потоки разделяет бульвар, не могу? Если считать поворот частью такого маневра, как разворот, то все понятно, а если это разные маневры?

Еще одна спорная ситуация прописана в проекте пленума. Если водитель начал обгон через прерывистую линию разметки, но по завершении маневра пересек сплошную — это тоже движение по встречке и лишение прав.

Даже такая занятная ситуация попала в решение пленума: водитель начал и закончил обгон через прерывистую линию разметки. Но в процессе обгона на определенном участке двигался слева от сплошной. Оказывается, и такие случаи вызывали споры в судах. Теперь это будет квалифицировано высшей судебной инстанцией по части 4 статьи 12.15.

Согласно проекта постановлению пленума, водителя, въехавшего, например, на автозаправку «против шерсти», то есть под «кирпич», под знак «поворот направо запрещен» или нарушив требование разметки 1.

11, накажут по части 1 статьи 12.16 — штраф 300 рублей, а за левый поворот или разворот там, где это запрещено по части 2 статьи 12.16 — штраф от тысячи до полутора тысяч рублей.

Но предъявить выезд на встречную в данном случае не получится.

Отдельно надо сказать про движение задним ходом. Двигаться задним ходом по улице с односторонним движением можно. По идее это никого не должно удивлять, однако были случаи, в том числе и в Москве, когда за это привлекали как за движение по встречке (по старой редакции КоАП).

Однако Верховной суд сделал тут весьма серьезное уточнение. Если водитель, двигаясь задним ходом, въехал на улицу с односторонним движением под знак «кирпич», то его действия будут квалифицироваться по части 3 статьи 12.16, то есть движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.

За это предусмотрен штраф пять тысяч рублей или лишение прав на четыре — шесть месяцев.

А если такой маневр был совершен на перекрестке, то добавится и часть 2 статьи 12.14 — штраф сто рублей.

Еще раз напомним, что это пока только проект постановления пленума. Окончательный вариант документа может сильно отличаться от сегодняшней версии. Когда он будет подписан — пока неизвестно. Предполагается, что в первом квартале 2012 года.

Источник: https://quto.ru/journal/articles/raz-yasneniya-verhovnogo-suda-o-vyezde-na-vstrechnuyu-polosu.htm

Выезд на встречку: когда не лишат прав

Выезд на встречную при повороте налево

Выезд на встречную полосу — самая распространенная причина смерти людей на дорогах: только в прошлом году из-за этого погибло более 4 тысяч человек — это каждая четвертая жертва ДТП! Закон достаточно суров по отношению к любителям промчаться по встречке в нарушение ПДД. Однако выезд выезду рознь. В Административном кодексе есть три основания для привлечения к ответственности тех, кто «переступил черту».

Первое из них изложено в четвертой части статьи 12.15 КоАП: «выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления».

Под таковым понимается не просто «заступ», а относительно продолжительное движение по встречке, представляющее потенциально наибольшую опасность. Под стать и наказание — лишение права управления на 4-6 месяцев.

На первый раз, если повезет, суд может ограничиться и пятитысячным штрафом.

Аналогичное нарушение, совершенное менее чем через год после предыдущего, повлечет безальтернативное лишение прав, причем уже на год. Избежать лишения, заплатив лишь штраф, можно только если нарушение зафиксировано автоматической камерой. Ну а основания для наказания «разбросаны» по всему тексту ПДД. Соберем-ка их вместе.

В первую очередь по этой статье наказывают тех, кто оказался левее сплошной линии разметки, разделяющей потоки противоположных направлений. Это может быть как одинарная, так и двойная линия, в том числе сплошная с прерывистой, расположенной слева по ходу движения. Такая разметка (в ПДД она обозначена номером 1.11) разрешает пересечение только со стороны «пунктира».

Обратите внимание, что если раньше у судов была неоднозначная позиция в отношении тех водителей, кто начал обгон в разрешенном месте, а закончил уже в зоне сплошной линии разметки, то после внесения поправок в ПДД все вопросы сняты: это трактуется как нарушение и грозит лишением прав.

Выезжать на левую часть многополосных дорог прямо запрещают пункты 9.2 и 9.3 Правил дорожного движения.

И тут важно подчеркнуть, что этот запрет справедлив даже в тех случаях, когда отсутствует разметка проезжей части (например, в местах ремонта или из-за естественного износа).

При этом идентифицировать многополосную дорогу водителю предлагается самому с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и интервалов между ними.

Стороной, предназначенной для встречного движения, будет считаться все, что расположено левее продольной оси дороги (пункт 9.1 Правил).

Трамвайные пути встречного направления — это тоже «запретная зона» (пункт 9.6). Объезд по встречке машин, скопившихся перед переездом, запрещен пунктом 15.3 ПДД и тоже карается по четвертой части статьи 12.15 КоАП.

Обгон в нарушение пунктов 11.2 и 11.4, в том числе на перекрестках, «зебрах», железнодорожных переездах, мостах, эстакадах и под ними, в тоннелях, при ограниченной видимости, — это тоже наказуемый выезд на встречку, равно как и обгон в зоне действия запрещающего его знака.

А теперь о случаях, когда выезд на встречную полосу не может повлечь лишение права управления. Один из них оговорен в третьей части все той же статьи 12.15 КоАП, а именно «выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия».

Наказание по ней — штраф от одной до полутора тысяч рублей. При этом важно понимать, что, согласно определению в ПДД, «препятствие — это неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе».

Не всякая помеха считается препятствием: «не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил».

В качестве примера можно привести остановившийся у остановки автобус.

Не желающие ждать окончания высадки и посадки пассажиров водители автомобилей, движущихся сзади и объезжающих помеху с пересечением сплошной линии разметки, часто попадают в лапы инспекторов ДПС, которые дежурят поодаль и подкарауливают торопыг. Увы, здесь закон на стороне судьи, который будет квалифицировать такой маневр по части 4 статьи 12.15 с возможностью лишиться прав.

Наконец, ситуация, которую нечистые на руку сотрудники Госавтоинспекции иногда используют, чтобы запугать водителя «высшей мерой». Речь о запрещенном повороте налево или развороте. По закону это не считается как таковым выездом на встречную полосу, поскольку оговорено в КоАП отдельно.

По части 2 статьи 12.16 «поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги», чреват лишь штрафом в 1000-1500 рублей. Но каким бы ни было наказание, надо запомнить главное: встречка, едете вы по ней или пересекаете, — это всегда смертельная опасность!

P.S. Возможно, что уже этой осенью за отсутствие полиса ОСАГО водителей начнут штрафовать при помощи камер фиксации нарушений ПДД. Сейчас штраф за отсутствие ОСАГО составляет 800 рублей.

И после того, как камеры начнут «ловить» нарушителей закона, они будут получать штрафы ежедневно. Еще недавно с покупкой ОСАГО в регионах были проблемы. По счастью, сейчас можно купить электронный полис.

Есть удобные сервисы, которые позволяют купить ОСАГО с максимальной скидкой — порой можно сэкономить больше 900 рублей.

Во время загрузки произошла ошибка.

Источник: https://auto.mail.ru/article/78517-vyezd_na_vstrechku_kogda_ne_lishat_prav/

Задел сплошную при повороте налево или заехал на встречную полосу: Какой штраф?

Выезд на встречную при повороте налево

Не все водители знают, что заезд на сплошную линию разметки при повороте налево является нарушением. Сложность ситуации заключается в том, что разметка не всегда наносится в соответствии с Правилами дорожного движения. Рассмотрим в этой статье, когда вменяемое сотрудниками Госавтоинспекции наказание законно, а когда – нет.

Наказание, которое получит автомобилист, будет зависеть от обстоятельств совершенного правонарушения.

Возможны следующие варианты:

  1. Заезд на сплошную, которая расположена между попутными полосами дорожного полотна – предупреждение или штраф 500 руб.
  2. Выезд ТС осуществляется с перекрестка. Заезд на сплошную (или двойную сплошную), служащую для разделения полос встречного и попутного движения – штраф 5 тыс. руб. или изъятие ВУ на 4-6 мес.
  3. Зацеп сплошной колесом – штраф 500-5000 руб. или изъятие ВУ до 6 мес. Наказание выбирается по усмотрению инспектора – от минимального до максимально возможного.

Ситуацию с пересечением сплошной регламентируют:

  • ч. 1 ст. 12.16 Административного Кодекса. В соответствии с ней, несоблюдение требований, предъявляемых дорожной разметкой, ведет к вынесению предупреждения или денежному взысканию в размере 500 руб. Но это касается движения по прямой, а не разворота. Например, когда водитель перестроился в другую полосу через сплошную;
  • ч. 4 ст. 12.15 гласит, что выезд на встречную полосу (к которому приравнивается частичный заезд на сплошную, разделяющую потоки, при повороте налево) карается более значительным взысканием в 5 тыс. руб. или даже лишением права управлять ТС на срок от 4 мес. до полугода. Статья базируется на п. 8.6 ПДД, который требует совершать поворот так, чтобы не оказаться на встречке и не столкнуться с другими ТС.

Рассмотрим подробнее несколько спорных ситуаций, связанных с движением через сплошную линию (или линии) разметки.

Водитель обязан зрительно поделить дорогу пополам и совершить поворот таким образом, чтобы не оказаться даже частично в левой ее части. В ином случае представитель ГИБДД будет вправе вменить наказание в соответствии с ч. 4 ст. 12.15.

По этой причине лучше взять расстояние с запасом, прежде чем совершать маневр.

Даже если часть кузова оказалась на встречке, инспектор может интерпретировать это как нарушение по ч. 4 ст. 12.15, то есть, выезд на встречную полосу. Причина кроется в п. 8.6 Правил. Даже небольшой частью кузова можно задеть другой автомобиль и инициировать ДТП, т. е. имеет место состав правонарушения.

Согласно КоАП, нарушителя может ждать как денежное взыскание (5 тыс. руб.), так и конфискация прав на длительный срок.

При задержании водителя представитель ГИБДД составляет протокол, затем направляет его начальнику своего отделения, который и занимается принятием решения о мере наказания.

Если дело ограничивается штрафом, выносится соответствующее постановление. Когда отсутствуют основания для выбора более мягкой меры, дело направляется в суд, и решение о изъятии прав принимает судья.

Основанием вынесения только штрафа могут являться причины, приведенные в ст. 4.2, 4.3 Административного Кодекса (состояние аффекта на момент нарушения, беременность, раскаяние, готовность устранить последствия и др.). В качестве весомого смягчающего обстоятельства может выступить и факт отсутствия у водителя штрафов. Их наличие, напротив, будет свидетельствовать против автомобилиста.

Штраф или лишение прав являются незаконными мерами в том случае, если разметка нанесена не по правилам. П. 6.2.9 ГОСТа Р52289-2004 сообщает, что сплошная линия не должна использоваться на перекрестках. Там должна применяться прерывистая разметка.

Таким образом, если сплошная или двойная сплошная линия выходят за допустимую зону, наказание не может быть назначено.

Также инспектор не может штрафовать водителя, автомобиль которого находится на уровне встречной полосы на середине перекрестка. В п. 8.6 ПДД прописано, что именно выезд с перекрестка должен осуществляться в попутную полосу.

Описанная выше логика проистекает из судебных постановлений.

Если разметка незаконна или водитель находился на встречной полосе до выезда с перекрестка – суд прекращает дело из-за отсутствия состава преступления.

Если правонарушение имело место, но присутствуют смягчающие или отягчающие обстоятельства – выбирается, соответственно, более мягкая или более суровая мера (денежное взыскание или лишение прав).

Подведем итоги. Такое незначительное, на первый взгляд, нарушение, как частичный заезд на сплошную линию разметки при левом повороте, может иметь для водителя серьезные последствия.

Правила требуют совершать поворот таким образом, чтобы не оказаться во встречной полосе и не стать виновником аварии. Нарушение данного условия карается штрафом или конфискацией водительского удостоверения на срок до полугода.

Пересекать сплошную разметку на полосах попутного движения также не желательно, поскольку это чревато получением штрафа, хоть и в меньшем размере.

Наказание не всегда является законным – разметка порой наносится не по ГОСТу, либо инспектор пытается оштрафовать автомобилиста за вполне правомерные действия. Поэтому желательно иметь в автомобиле видеорегистратор, который поможет доказать невиновность при возникновении спорных ситуаций.

Источник: https://auto-pravda.online/shtrafy/298-zadel-sploshnuyu-pri-povorote-nalevo-ili-zaehal-na-vstrechnuyu-polosu-kakoy-shtraf.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.