Встречка поворот налево

Есть ли встречная полоса движения на перекрестке? | ШКОЛА ПДД

Встречка поворот налево

В этой теме остановимся на вопросе, который интересен многим водителям. И так, сегодня попробуем разобраться, есть ли встречная полоса на перекрестке и есть ли вообще полосы движения на перекрестке.

Действительно по данной теме есть вопросы: На перекрестке встречная полоса? Есть ли встречная на перекрестке? Может ли быть на перекрестке встречная полоса? Встречная полоса в границах перекрестка?  Как обычно, начнем с Правил дорожного движения и вспомним определение перекрестка.

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Следовательно, если мы въехали на перекресток с одного направления, то должны выехать в другом, это относится например и к транспортным средствам движущимся нам навстречу. И здесь, те кто уверен в том, что на перекрестке полос нет, приводят пункт 8.6 Правил, в котором говорится о выезде с пересечения проезжих частей, но только при повороте.

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

Нужно обратить внимание, что в пункте 8.6 речь идет именно о повороте и понятно, что  при выполнении маневра, на большинстве перекрестков невозможно просто не меняя траектории движения выехать в нужном направлении.

И здесь выбор оставили водителю, так как предусмотреть траектории проезда всех возможных перекрестков (из-за их конфигурации) не получиться.

Основное требование Правил, не оказаться на встречной полосе при выезде с перекрестка, но в границах перекрестка, так же не должны создавать помех другим участникам дорожного движения имеющим преимущество.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Для данного случая, в Правилах есть еще несколько обязательных пунктов и определений.

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На снимке, водитель автомобиля перед поворотом налево, занял крайнее положение на своей проезжей части в соответствии с пунктом 8.5 и определением «Уступить дорогу (не создавать помех)».

И теперь мы подошли к определениям, которые подтверждают, что на перекрестках могут быть полосы движения. Из определения перекрестка мы помним, что это место пересечения, примыкания или разветвления дорог, а дорога включает в себя проезжие части.

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

https://www.youtube.com/watch?v=d5_cwj-dOV4

Из следующего определения следует, что любая из продольных полос проезжей части (достаточной для движения в один ряд) и есть полоса движения.

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Следовательно, раз есть дорога, есть и полосы движения. Следующие пункты Правил указывают, что на перекрестке есть встречная полоса (сторона проезжей части). Из Правил мы знаем, что обгон запрещен на регулируемых перекрестках и при движении по дороге, когда она не является главной.

11.4. Обгон запрещен:

на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;

Если мы двигаемся по главной дороги и нет запретов для обгона введенных знаками и (или) разметкой, то выполнить обгон на перекрестке Правилами не запрещено. А обгон ни что иное, как выезд на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения.

«Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Следующий пункт Правил, ясно дает понять, как необходимо определять количество полос для движения и сторону предназначенную для встречного движения.

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.

При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

В пункте 9.1 упоминаются знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам» и 5.15.2 «Направления движения по полосе», которые определяют в соответствии с Правилами направления и количество полос на перекрестке.

5.15.1 «Направления движения по полосам». Число полос и разрешенные направления движения по каждой из них.

5.15.2 «Направления движения по полосе». Разрешенные направления движения по полосе.

Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные на нем, не дают иных указаний.

В ГОСТ Р 52289-2004.

ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

5.6.16 Знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам» и 5.15.2 «Направления движения по полосе» применяют для указания разрешенных направлений движения по каждой из полос на перекрестке, где требуется обеспечить использование полос в соответствии с интенсивностью движения транспортных средств по различным направлениям. Применение знаков 5.15.2 предпочтительно.

Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы.

Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на перекресток, если знаки 5.15.1 или 5.15.2, установленные на перекрестке, не дают других предписаний.

Соответственно, действие знаков установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток и в границах перекрестка мы должны двигаться в соответствии указаниям знаков.

На снимке перекресток, обозначенный знаком 5.15.1 «Направления движения по полосам», который указывает как и в каких направлениях нам разрешено двигаться на перекрестке.

Хочу обратить внимание, на перекрестке (на снимке выше), движение прямо разрешено по двум полосам, но на выезде с пересечения проезжих частей, транспортному средству двигающемуся по левой полосе прямо, возможно придется менять направление движения из-за сужения, обозначенного разметкой после перекрестка. И в соответствии с пунктом 8.4 Правил, необходимо будет уступить дорогу транспортным средствам (на примере выше, тем, кто будет двигаться по правой полосе) двигающимся попутно без изменения направления движения.

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

В ГОСТ Р 52290-2004, также прописано, что на дорожных знаках 5.15.1, 5.15.2 изображения и расположение стрелок должны соответствовать реальной планировке пересечения,  к сожалению данное условие не всегда выполняется.

На изображении ниже, изображение стрелки (предписывающая движение прямо) на знаках 5.15.1 и 5.15.2 не соответствует реальной схеме организации движения на перекрестке (для примера, на снимке выше, изображение стрелки для движения прямо выполнено верно).

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования.

3.7 На знаках 4.1.2-4.1.6 допускается изображение стрелок с конфигурацией, соответствующей требуемым направлениям движения на конкретном пересечении.

На знаках 5.15.1, 5.15.2, 6.9.1-6.10.1, 6.14.2, 6.17 изображения и расположение стрелок, а на знаках 6.8.2, 6.8.3, 8.13 — изображения должны соответствовать реальной планировке пересечения и схеме организации движения. Для знака 6.9.1 компоновочные решения для пересечений приведены в приложении Е.

На снимке дорожный знак 5.15.1, стрелки которого указывают, как необходимо двигаться по полосам в пределах перекрестка.

Кроме знаков, на дороге может присутствовать горизонтальная разметка 1.7 и 1.18, которой обозначаются полосы для движения в пределах перекрестка и разрешенные направления движения на перекрестке по полосам (на снимках ниже).

1.7 — обозначает полосы движения в пределах перекрестка;

На изображении, организация направления движения по полосам на перекрестке при помощи разметки 1.7.

1.18 — указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам. Разметка с изображением тупика наносится для указания того, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен; разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот;

На следующем изображении, направления движения по полосам на перекрестке, обозначено не только знаками 5.15.1, но и разметкой 1.18.

В пункте 6.2.9, ГОСТ Р 52289-2004 прописано, когда применяется разметка 1.7 и 1.18.

ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

6.2.9 Разметку 1.7 применяют для обозначения границ полос движения в пределах перекрестка в случаях, когда необходимо показать траекторию движения транспортных средств или обозначить границы полосы движения (рисунки В.9, В.10).

6.2.21 Разметку 1.18 применяют для указания разрешенных на перекрестке направлений движения по полосам (рисунки В.9, В.10, В.15).

На рисунке (В.9) из ГОСТ Р 52289-2004, применение разметки 1.7  и 1.18 на перекрестке.

В завершении нашей темы еще один пункт Правил, который поможет более безопасно управлять автомобилем.

10.1.

Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Если у Вас остались вопросы или другое мнение, пишите. Всем безопасной дороги!

Источник: https://shkola-pdd.ru/vstrechnaya-i-polosy-dvizheniya-na-perekrestke/

Штраф за выезд на встречную полосу

Встречка поворот налево

Время чтения: 4 мин.

Водитель выезжает на полосу встречного движения, чтобы обогнать, объехать препятствие или развернуться. Часто это нарушает правила и небезопасно — есть риск попасть в аварию. Рассказываем, как наказывают за выезд на встречную полосу, кто фиксирует такие нарушения и когда выезжать все же можно.

Статьи 12.15, 12.16 КоАП

Оглавление

В зависимости от обстоятельств и намерений водителя, за выезд на полосу встречного движения наказывают штрафом от 1 до 5 тысяч рублей или лишают прав.

Александр Торвард, автоюрист
По моему опыту, при первом нарушении чаще всего водителю выписывают штраф. Лишают прав, если нарушение повторяется в течение года. Также инспектор учитывает наличие неоплаченных штрафов и «досье» нарушителя — если водитель часто нарушал скоростной режим или его поведение на дороге было опасным, скорее всего, прав лишат.

Выезжать на полосу встречного движения по закону нельзя, если слева:

  • сплошная линия,
  • двойная сплошная,
  • сплошная и левее — прерывистая линия,
  • трамвайные пути. По ним можно двигаться только в попутном направлении и при условии, что остальные полосы заняты.

Наказание за нарушение этих правил зависит от следующих обстоятельств.

Объезд препятствия по встречке или трамвайным путям встречного направления. Препятствие — неподвижный объект на полосе: заглохшая или попавшая в аварию машина, дефект на дороге, яма. Все это не позволяет двигаться дальше по полосе. Из-за препятствия водитель вынужден выезжать из своей полосы.

Штраф за выезд на встречку из-за препятствия — от 1 до 1,5 тысяч рублей.

Выезд на встречку для обгона. Если водитель выезжает на полосу встречного движения для обгона другой машины, его могут оштрафовать на 5 тысяч рублей или лишить прав на 4-6 месяцев.

Если в течение одного года водитель снова совершит такой маневр, его лишат прав на срок до 12 месяцев. Если нарушение зафиксирует камера, повторный штраф будет тот же, что и при нарушении впервые — 5 тысяч рублей.

Поворот налево или разворот с нарушением разметки и знаков. Если водитель решил развернуться через запрещающую линию или не обратил внимания на знак «Поворот налево запрещен», он получит штраф от 1 до 1,5 тысяч рублей.

Движение по дороге с односторонним движением. Водителя, который поедет против потока по односторонней дороге, могут оштрафовать на 5 тысяч рублей или лишить прав на 4-6 месяцев.

Если в течение одного года водитель нарушит снова и это заметит инспектор, лишат прав уже на 12 месяцев. Если нарушение правил зафиксирует камера, будет штраф 5 тысяч рублей.

Александр Торвард, автоюрист
Камера — только средство фиксации нарушения. Саму ситуацию разбирает сотрудник ГИБДД, который смотрит запись и принимает решение — был это объезд препятствия или обгон. Если водитель не согласен с решением о лишении прав, он может предоставить доказательства объезда — запись с видеорегистратора.

В моей практике был случай, когда на дороге произошла авария с водопроводом и дорогу залило так, что у водителей не было иного способа продолжить движение, кроме как по встречной полосе. Инспектор пытался вывести дело на лишение прав. В суде первой же инстанции нам удалось доказать, что это был вынужденный маневр. Водителю даже штраф не выписали.

Основные случаи, когда выезжать на встречку нельзя. Штраф зависит от намерений водителя и обстоятельств

Тогда водитель действует по п. 9.1 правил: встречной полосой будет считаться половина ширины дороги по левую руку.

Штраф возможен, когда на дороге без разметки стоит знак «Обгон запрещен» — если водитель нарушит предписание этого знака, он незаконно окажется на встречной полосе. Строгость наказания в зависимости от обстоятельств:

  • если выехать на встречную полосу ради объезда препятствия — штраф до 1,5 тысяч рублей.
  • если маневр был ради обгона — штраф 5 тысяч рублей или лишение до полугода.

Александр Торвард, автоюрист
Весьма редко встречаются дороги без знаков или разметки. Бывает, что знак «прячется» в кустах или идет ремонт дороги.

Если разметки нет, чаще всего стоит знак «Обгон запрещен».

Если нет разметки и знаков, нет крутых поворотов или подъемов, которые могли бы ограничить видимость и создать опасную ситуацию, водитель может совершить выезд на условно-встречную полосу.

Обгон по средней полосе трехполосной дороги. Правила разрешают обгонять, объезжать другие машины, поворачивать налево или разворачиваться на средней полосе. По крайней левой двигаться нельзя.

Нет знаков и разметки полос и запрета на обгон. На дорогах между небольшими населенными пунктами часто нет разметки и знаков, которые помогли бы водителю сориентироваться в количестве полос. Если на такой дороге отсутствует знак «Обгон запрещен», значит, маневр разрешен.

По средней полосе можно обгонять, поворачивать налево, разворачиваться и двигаться, когда основная полоса занята

Знак «Обгон запрещен». Если его нет и разметка не запрещает выезд на встречку, обгонять можно

Камера. Все камеры, которые «штрафуют» за превышение скорости, могут определить и движение в противоположном направлении. Как правило, камеры ставят в местах, где нарушения происходят чаще всего, например, на длинных прямых участках дороги между населенными пунктами или районами города.

Инспектор ГИБДД. Сотрудники дорожной полиции тоже стоят там, где водители нарушают чаще. Если инспектор заметит движение по встречной полосе, последует наказание — чаще всего это лишение прав, но возможен и штраф.

Запомнить

  1. За выезд на встречную полосу лишают прав или штрафуют на сумму от 1 до 5 тысяч рублей.
  2. Выезжать на встречную полосу не запрещено, если это средняя полоса трехполосной дороги или нет информации о количестве полос и нет запрета на обгон.

  3. Выезд на встречную полосу может зафиксировать почти любая камера или инспектор ГИБДД.
  4. Если разметки нет, определить встречную полосу можно, разделив ширину дороги пополам — крайняя левая сторона и будет встречной полосой.

10 ноября 2020

29 октября 2020

Источник: https://shtrafy-gibdd.ru/articles/shtraf-za-viezd-na-vstrechnuyu-polosu

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.