Возражение на предписание об устранении выявленных нарушений

Порядок обжалования результатов проверки контрольного органа — Audit-it.ru

Возражение на предписание об устранении выявленных нарушений

А. Гусев

Журнал “Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение” № 11/2017

На практике нередки случаи, когда проверяемое учреждение не согласно с выводами контролеров по материалам проверок. В статье освещен порядок обжалования таких выводов.

Учреждения здравоохранения, как и другие организации госсектора, довольно часто подвергаются проверкам со стороны различных контрольно-надзорных органов.

При этом на практике нередки случаи, когда проверяемое учреждение не согласно с выводами проверяющих. В статье мы поговорим о порядке обжалования таких выводов проверяющих.

Напомним, что по общему правилу оспорить выводы можно либо в вышестоящем органе (у вышестоящего должностного лица), либо в суде.

Внесудебный порядок

Результаты любого контрольного мероприятия должны быть оформлены актом, содержащим сведения о выявленных нарушениях и недостатках, а также о нормативных актах, положения которых были нарушены.

На основании акта ревизии или проверки контрольным органом (в зависимости от его вида) будет составлен и направлен итоговый документ: приказ, представление или предписание содержащий, в том числе требования, которые должны быть выполнены учреждением.

Следовательно, начать процедуру оспаривания выводов контрольных органов нужно инициировать с момента, когда учреждение впервые о них узнает, то есть с момента ознакомления с актом проверки. При этом следует внимательно ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими деятельность контрольного органа, которые должны содержать процедуру обжалования.

Так, в силу ст. 16 Закона о защите прав юридических лиц[1] по результатам проверки должностными лицами контрольного органа составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников проверяемого учреждения, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу проверяемого учреждения под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле контрольного органа.

Необходимо отметить, что похожие нормы установлены и в нормативных актах других контрольных органов. Заметим, что ни нормы Закона о защите прав юридических лиц, ни документы, регламентирующие проверки других органов, не предполагают предварительного ознакомления проверяемого учреждения с результатами проверки до подписания акта.

В случае если учреждение не согласно с выводами, указанными в акте контрольного мероприятия, при его подписании в день окончания проверки руководитель проверяемой организации (или, если он находится в отпуске, командировке и т. д., лицо, им уполномоченное) должен сделать об этом отметку «С возражениями» или «С замечаниями» (либо иную) перед своей подписью.

Согласно ст.

16 Закона о защите прав юридических лиц проверяемое учреждение в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий контрольный орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

В подготовленных возражениях рекомендуем указывать конкретную страницу акта и его положения, с которыми не согласно учреждение, а также свои аргументы и нормы законодательства, подтверждающие позицию. Свои замечания можно оформить, например, в виде следующей таблицы.

№ п/п № страницы акта проверки (при необходимости можно указать номер абзаца) Описание выявленного нарушения Позиция проверяемого учреждения
1 2 3 4

По нашему мнению, возражения необходимо составить в двух экземплярах, один из которых оставить в учреждении, а второй направить нарочным либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Отметим, что аналогичные нормы содержатся, например, в п. 45, 65 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.

2013 № 1092, в силу которых проверяемое учреждение вправе представить письменные возражения на акт проверки (ревизии) в течение 10 рабочих дней со дня его получения.

Письменные возражения прилагаются к материалам проверки (ревизии).

Материалы проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 50 дней со дня подписания акта. По результатам рассмотрения и будет принято решение о принятии либо непринятии возражений.

Если возражения не будут приняты, учреждение может либо оспорить их в вышестоящем органе (допустим, если проверку проводил территориальный орган Роструда, следует обращаться непосредственно в Роструд), либо в суде.

Обратите внимание:

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/930433.html

Предписания ГИТ: оспорить или отчитаться о выполнении?

Возражение на предписание об устранении выявленных нарушений

Государственная трудовая инспекция (ГИТ) уполномочена проводить плановые и внеплановые проверки организаций и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и законодательства по охране труда.

Инспекторы ГИТ после проведения проверки знакомят работодателя с актом проверки, а в случае выявления в ходе проверки нарушений — с письменным предписанием об их устранении и постановлением о применении административного взыскания. Документы готовятся в двух экземплярах, и один из них с копиями приложений вручается должностному лицу под роспись.

Предписание — документ в тексте которого содержится информация о нарушениях, выявленных инспектором, указаны требуемые меры по их устранению, а также установлен срок предоставления ответа на предписание ГИТ.

Однако работодатель может быть не согласен с актом, предписанием и постановлением. В этом случае у него есть право обжаловать документы, руководствуясь ст. 361 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ).

Варианты обжалования, указанные в ст. 361 ТК РФ, правомерны.

При обжаловании через суд необходимо подать иск в районный суд по месту нахождения инспекции, предварительно уплатив госпошлину.

При обжаловании в порядке подчиненности жалоба подается на имя руководителя соответствующей инспекции либо на имя главного государственного инспектора труда.

Работодатель вправе воспользоваться этими вариантами одновременно.

Предписание ГИТ можно обжаловать по следующим процедурным нарушениям:

• работодатель не был извещен об оформлении протокола;

• работодатель или уполномоченное лицо лишено права на объяснения;

• отсутствует приказ (распоряжение) от ГИТ о проведении проверки, в котором указаны сроки мероприятия, его цели;

• приказ о проведении проверки оформлен с нарушениями: нет регистрационного номера, даты издания, подписи представителя ГИТ;

• сведения, изложенные в служебном удостоверении, не соответствуют сведениям, указанным в приказе.

Предписание также обжалуется, если работодатель не согласен с выводами инспектора, с его толкованием правовых норм.

Сроки обжалования установлены ч. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которой организация вправе подать возражения на акт и предписание инспектора в 15-дневный срок со дня получения акта проверки.

При обжаловании в суд применяется 10-дневный срок, установленный ч. 2 ст. 357 ТК РФ.

Важно обратить внимание, что сроки на обжалование исчисляются со дня, следующего за днем выдачи (получения) предписания работодателю или его представителю по доверенности (ч. 3 ст. 107 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Если работодатель не обжалует акт и предписание ГИТ, то он должен его исполнить в течении 30 дней.

ГОТОВИМ ЖАЛОБУ НА ПРЕДПИСАНИЕ ГИТ В ПОРЯДКЕ ПОДЧИНЕННОСТИ

Жалоба (пример 1) составляется в свободной форме с указанием следующих сведений:

• полное название и реквизиты органа, в который подается жалоба; 

• информация о заявителе (наименование организации, адрес); 

• данные представителя работодателя (должность, Ф.И.О.);

• дата составления документа. 

В тексте самой жалобы указываются: 

• реквизиты документа, который подлежит обжалованию (номер и дата предписания); 

• обстоятельства и факты, подтверждающие незаконность вынесенного ГИТ предписания, с подкрепленными ссылками на нормативные документы и локальные акты; 

• требования заявителя, коими могут быть отмена действия выданного предписания либо признание действий (бездействия) инспектора, его выдавшего, незаконными либо не соответствующими нормативным требованиям.

Заявитель передает в ГИТ жалобу, составленную в 2-х экземплярах, с приложениями (при наличии). Обращение регистрируется, после чего один экземпляр жалобы возвращается работодателю с отметкой о принятии документов.

Текст искового заявления в суд будет идентичен жалобе (см. пример 1), только меняем реквизиты в шапке (пример 2). Если в судебном заседании участвует представитель работодателя, то указываются дополнительные реквизиты.

Как уже упоминалось выше, заявителю необходимо подавать иск в районный суд по месту нахождения (месту фактического расположения) государственного органа, предварительно уплатив пошлину (п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ).

Дело рассматривается в суде по правилам Кодекса арбитражного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ).

Представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, подтвержденное соответствующими документами (ч. 1 ст. 55 КАС РФ).

ИСПОЛНЕНИЕ ПРЕДПИСАНИЯ

Важно не только вовремя исполнить, но и отчитаться об этом в инспекцию. Обычно на исполнение предписания инспектор отводит максимум 30 дней.

Основная задача работодателя — показать в отчете, что требования ГИТ действительно выполнены. Поэтому важно приложить к отчету документы, подтверждающие исполнение каждого пункта предписания (пример 3).

Свой отчет работодатель вправе направить почтой, по факсу, e-mail или курьерской доставкой. Такие варианты заранее согласовывайте с инспектором.

В случае, если в предписании много рекомендаций и работодатель не успевает выполнить к сроку один или несколько пунктов предписания, то важно правильно подготовить специальное ходатайство. В документе излагается суть просьбы (пример 4). Ходатайство необходимо подать не в последний день срока, а заблаговременно. 

И. И. Наделяева, заместитель директора по управлению персоналом

Источник: https://www.profiz.ru/kr/9_2019/predpisanija_GIT_/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.