Возмещение ущерба причиненного дтп судебная практика

Возмещение ущерба при ДТП через суд

Возмещение ущерба причиненного дтп судебная практика

С каждым днем количество аварий на дороге становится все больше. Вполне естественно, что в ДТП страдает множество автомобилей, а их владельцы получают серьезный материальный ущерб.

В соответствии с законом, весь ущерб возмещается за счет виновника аварии, то есть того автолюбителя, чьи действия или бездействие привело к возникновению опасности на дороге.

О том, как происходит возмещение ущерба при ДТП через суд, рассказывается в этой статье.

На сегодняшний день каждый автовладелец имеет полис страхования ОСАГО, согласно которому пострадавший имеет право получить страховое возмещение от страховой компании. Но в некоторых случаях обязанность по выплате компенсации возлагается непосредственно на виновника ДТП. Как показывает практика, взыскать ущерб с виновника аварии несложно, если имеют место следующие обстоятельства:

  • у виновника аварийной ситуации отсутствует действующий полис страхования, или же его срок действия на момент аварии исчерпан. В такой ситуации суд признает право пострадавшего требовать материальную компенсацию непосредственно с виновника ДТП;
  • если общая сумма ущерба превышает установленные законом максимальные пределы. Если в процессе судебного заседания будет выявлено, что сумма причиненного ущерба превышает лимит страхового возмещения по закону, то разница будет возложена на виновника аварии;
  • если автомобиль получил повреждения, не находясь в движении. Например, если машина стояла на стоянке, и в нее въехал другой автомобиль, то на его владельца будет возложена ответственность за компенсацию материального ущерба, поскольку в такой ситуации страховая компания платить откажется из-за того, что данный случай не попадает в категорию страхового;
  • если количество пострадавших превышает три и более человека. В такой ситуации лимит страховой выплаты увеличивается, однако, как показывает практика, даже этой суммы не хватает на выплату полноценной компенсации пострадавшим. В таком случае вся материальная ответственность будет переложена на виновника аварийной ситуации, который будет обязан возместить все расходы пострадавших в полном объеме за свой счет;
  • если в результате ДТП у пострадавшего были диагностированы проблемы со здоровьем, и затраты на лечение превышают страховой лимит.

Важно! Страховой полис ОСАГО не предусматривает возмещения морального вреда. Поэтому, если вы хотите получить подобный механизм взыскания, необходимо будет обратиться в суд с соответствующим иском. Как показывает практика, зачастую суд встает на сторону пострадавшего, если он сможет доказать, что его требования целесообразны и соответствуют критериям разумности.

Окончательная сумма денежного возмещения будет зависеть также т того, насколько изношен автомобиль. Таким образом, прежде чем рассчитать справедливую стоимость материального ущерба, оценивается состояние машины.

Это помогает определить реальную стоимость ремонта, и не дает возможность пострадавшему улучшить свое авто по максимуму.

Единственное, на что он может рассчитывать — это на возмещение того вреда, который был причинен машине в результате конкретного ДТП.

Исходя из действующей судебной практики, сумма окончательной компенсации, возложенной на виновника ДТП, будет состоять из следующих компонентов:

  • затраты на услуги фирм и организаций, которые оказывают пострадавшим помощь в юридическом сопровождении процесса взыскания и оценочных работ;
  • траты на транспортировку автомобиля с места происшествия и его хранение;
  • расходы на лечение пострадавшего водителя, в частности восстановление физического и морального здоровья;
  • денежные расходы на выполнение комплексного ремонта автомобиля с учетом его износа;
  • компенсации затрат на вспомогательные услуги, например, на почтовые пересылки документации;
  • денежные траты на реабилитацию и лечение пострадавшего водителя, а также оплату санаторного лечения и сопровождающего в случае необходимости.

Помимо этого, суд также может постановить дополнительно взыскать с виновника ДТП утрату товарной стоимости. Но это происходит лишь в определенных случаях, если в результате дорожного происшествия повреждения были нанесены автомобилю, чей возраст не превышает 2 года (для отечественных моделей) и 5 лет для иномарок.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что законодательство предусматривает компенсацию расходов как материального, так и морального характера. При этом, сумма взыскания должна быть подтверждена документально.

Если по каким-то причинам не предоставить в суд часть документации, сумма ущерба может быть уменьшена.

Что касается морального вреда, то в соответствии с судебной практикой, на получение этого взыскания имеют право люди, которые в результате аварии получили физические травмы, или же психологические повреждения при наличии соответствующих подтверждающих документов от медицинских работников.

Решение о выплате компенсации может быть принято, как добровольно, так и принудительно. Если виновник ДТП признает свою вину, то он должен подписать соглашение, в соответствии с которым принимает на себя обязанность по возмещению всего ущерба пострадавшего. Если же он не согласен, то в таком случае против него может быть начато судебное делопроизводство.

Потерпевший готовит иск к причинителю вреда, в котором указывает все мотивы, побудившие его обратиться в суд, а также перечисляет все претензии, которые он предъявляет в адрес ответчика.

При этом, в иске он должен ссылаться на текущие законодательные нормативы, которые подтверждают его право на компенсацию.

Кроме иска, заявитель обязан подать в суд определенную документацию, которая подтвердит факт дорожной аварии и разъяснит все моменты, касающиеся суммы причиненного ущерба.

Если общая цена иска составляет до 50 тыс. рублей, то подавать его необходимо в мировой суд. Если же стоимость иска превышает эту отметку, то в таком случае заявление должно быть подано в районный суд.

При подаче заявления истец будет обязан заплатить пошлину, которую в процессе судебного рассмотрения можно будет переложить на виновника ДТП.

Кроме того, в окончательную цену иска также включается компенсация за моральный ущерб, а также расходов на судебное производство, которые несет заявитель, и его траты на проведение необходимых мероприятий в соответствии с делом, например, проведение независимой экспертизы и составление калькуляции ремонта.

Если же виновник аварийного происшествия согласен с претензиями со стороны пострадавшего, то между сторонами конфликта может быть заключен мирный договор о выполнении обязательств по возмещению расходов. Стоит отметить, что если подобное соглашение невозможно заключить из-за несогласия виновной стороны, то компенсация ущерба при ДТП через суд — это единственный способ разрешить конфликт.

Стоит отметить, что при установлении обстоятельств, в соответствии с которыми между сторонами процесса может быть заключено мирное соглашение, необходимо действовать в полном соответствии со следующим планом:

  • все документы, касающиеся произошедшего столкновения, должны быть оформлены в ГИБДД;
  • в установленные сроки была проведена независимая экспертиза, которая определила характер повреждений и стоимость ремонта автомобиля;
  • страховая компания выдает отказ в осуществлении материальной компенсации, объясняя свое решение в соответствии с требованиями закона.

Лишь после всего этого, стороны конфликт на дороге получают право подписать между собой мирное соглашение, на основании которого и будут происходить все дальнейшие расчетные операции.

Кроме того, на всякий случай эксперты рекомендуют составлять досудебную претензию о взыскании материального и морального вреда с причинителя ущерба. В данном документе должны содержаться сведения следующего характера:

  • информация о виновнике происшествия с указанием его контактных данных;
  • данные о самом ДТП, причинах его возникновения и последствиях аварийного столкновения;
  • информация об общей сумме ущерба и сроках выплаты компенсации.

Кроме того, претензия также должна быть составлена в том случае, если часть материального ущерба была выплачена страховой компанией, а остаток возложен на виновника аварии, однако он не спешит выполнять свои обязательства. В подобной ситуации в претензии также должна быть указана информация относительно точной суммы компенсации, полученной от страховщиков и сравнение ее с реальной суммой ущерба.

Возмещение ущерба при ДТП через суд со страховой

Возмещение ущерба при ДТП через суд при ОСАГО проводится в том случае, если не удается достигнуть консенсуса между сторонами дорожного конфликта. После обращения в суд, со страховой компании можно получить следующие виды денежной компенсации:

  • неустойка в размере 1% за каждый день просроченного страхового возмещения;
  • возмещение фактического вреда, причиненного автомобилю в результате ДТП;
  • моральная компенсация;
  • штрафные санкции в виде 0,05% за каждый день просрочки;
  • взыскание всех расходов, понесенных заявителем в результате инициации судебного рассмотрения.

Стоит отметить, что страховые споры рассматриваются судами в соответствии с положениями Закона «О защите прав потребителей». Это помогло предоставить заявителям некоторые привилегии, среди которых:

  • отсутствие пошлины при открытии судебного производства;
  • возможность обращения в суд по месту жительства;
  • получение морального ущерба за некачественные услуги страховой компании;
  • взыскание дополнительных штрафных санкций.

Стоит заметить, что при подаче иска, необходимо тщательно описать все повреждения, которые были получены автомобилем в результате дорожного столкновения.

Если вы не знаете, как это сделать максимально правильно, то следует воспользоваться квалифицированной помощью автоюриста, который окажет серьезную помощь при составлении документации и подаче искового заявления.
По закону, подавать иск необходимо основываясь на его итоговой стоимости.

Если она не превышает отметку в 50 тыс. рублей, то иск направляется в мировой суд, если же итоговая цена выше — то заявление стоит отнести в районный суд.

Страховые споры относят к делам повышенной сложности. И потому, если вы хотите, как можно быстрее разобраться с проблемой, то необходимо привлечь на свою сторону грамотного правоведа, который максимально защити ваши права и интересы.

Как показывает статистика, на наших дорогах количество аварийных ситуаций с каждым годом становится все больше. Причин для этого масса. Это и игнорирование действующих ПДД, нахождение за рулем в нетрезвом виде, плохое качество дорожного покрытия и т.д.

Судебная практика в разрешении данных конфликтов весьма многообразна. И исходя из нее, можно сделать несколько определяющих выводов. В большей части случае, касающихся страховых споров, суд встает на сторону пострадавшего, если он докажет факт ущерба, который был ему причинен.


Что касается дел, разбирающих материальную ответственность виновника аварийной ситуации и его страховой компании, то практически все они завершаются в пользу пострадавшего. Однако и тут есть некоторые нюансы.

В частности, сумма ущерба должна быть подтверждена документально, и при отсутствии сопровождающих документов, подтверждающих стоимость нанесенного вреда, суд имеет право, как уменьшить компенсацию, так и отказать в удовлетворении претензий заявителя.

А вот что касается морального вреда, то тут все куда сложнее.

До сих пор не появилась тарифная сетка, которая отвечает за начисление компенсации, и потому суды вынуждены при рассмотрении дел подобного характера пользоваться региональными законами и постановлениями, и руководствоваться аналогичными решениями других судей.

Кроме того, здесь особенное значение придается разумности и целесообразности выплат. Тем не менее, если пострадавший докажет, что из-за произошедшей аварии он испытывает значительные нервные потрясения, то суд встанет на его сторону, и удовлетворит его претензии, если будет доказана их целесообразность.

Источник: http://1avtourist.ru/vozmeshhenie-ushherba-ot-dtp/vozmeshhenie-udtp-cherez-sud.html

Судебная практика по ДТП — примеры разбирательств и как доказать свою невиновность

Возмещение ущерба причиненного дтп судебная практика

Приобретение автомобиля сегодня дело вполне обыденное. Однако своему обладателю машина не только приносит удовольствие, но и заставляет порой раскошелиться. Особенно обидно, когда это происходит из-за дорожной аварии. В России число происшествий на дороге достаточно велико.

В 2018 году было зафиксировано около 168 тысяч таких инцидентов, в них погибло 18 тысяч человек, 215 тысяч получили травмы. Практика показывает, что часто участникам ДТП приходится обращаться за защитой своих прав в суд. Причины таких обращений разнообразны: от оспаривания вины в аварии до взыскания денег на возмещение вреда имуществу, здоровью и жизни.

О самых распространенных причинах таких судебных споров и о том, как отстоять свои интересы, и пойдет речь в нашей статье.

Примеры из судебной практики

Попасть в дорожную аварию, нанести вред своему и чужому авто, а то и здоровью и жизни — это только начало. «Бывалые» водители знают, что далее могут последовать еще и судебные тяжбы. Конечно, происшествия бывают разнообразными, а фантазия юристов неистощима, но в целом суды по ДТП можно разделить на такие группы:

Большую практическую пользу попавшему в такую беду человеку принесут уже состоявшиеся судебные акты по схожим случаям. Рассмотрим наиболее интересные судебные дела по ДТП.

Бесконтактная авария

Они действительно встречаются. Рассмотрим пример: водитель Б., выезжая со второстепенной дороги, не предоставил преимущество водителю С., который ехал по дороге главной.

Результат — автомобиль С. съехал в кювет и опрокинулся. Между тем прямого столкновения между ними не было. Тем не менее нарушитель Б. был признан виновником этой аварии.

Последний решил оспорить решение суда и проиграл.

Вывод: бесконтактная авария не лишает пострадавшего права на компенсацию ущерба. Если же виновник ДТП вообще нигде не застрахован, требовать денег придется непосредственно с него.

Ежегодно регистрируются ДТП, виновником которых стала недобросовестность дорожных служб (например, на дороге образовалась глубокая яма, не укладывающаяся в нормативы). Как быть в таком случае?

В первую очередь следует задокументировать факт такой аварии. Для этой цели нужно вызвать инспектора ГИБДД, который составит акт о дефектах в состоянии дороги. Но сначала он проверит, не нарушил ли сам водитель правила движения. Если окажется именно так, то ремонт авто владельцу придется оплачивать самостоятельно.

Так, однажды Ш. обратилась в ООО «…» с денежным требованием за повреждение её авто на необработанной от гололеда дороге. Суд ей отказал с такой мотивировкой: Ш. выбрала неподходящую скорость для движения по заснеженной и скользкой дороге, в результате чего и случилась авария. Вот так дорожные службы избежали ответственности.

ДТП со смертельным исходом

Смертельный исход — самое страшное последствие ДТП, виновника может ожидать уголовная ответственность после аварии. Но в каждом конкретном случае все зависит от обстоятельств происшествия.

Так, водитель Ю. ночью насмерть сбил пешехода Б. Однако, уголовное дело не возбуждалось, поскольку пешеход был пьян, а дорогу решил перейти вне пешеходного перехода.

Водитель просто не мог избежать наезда, но при этом двигался без нарушения правил. Гражданский суд впоследствии взыскал с Ю.

денежные средства в качестве компенсации за моральные страдания, которые испытали родственники погибшего.

Обоюдная вина

Еще один интересный случай: оба участника ДТП оказались нарушителями и одновременно спровоцировали аварию.

Как правило, судебная практика по ДТП, в котором виноваты все его участники, складывается из требований определить степень вины каждого из виновников. От этого зависит напрямую размер денежного возмещения, которое каждый из водителей получит от страховых компаний.

К. подал исковое заявление к Г. и страховой компании «..», попросив суд установить вину свою и Г. и взыскать соответствующую сумму в качестве ущерба. Разобравшись в обстоятельствах, судья решил, что вина каждого составляет 50%, поэтому обязал страховую выплатить К. ровно половину от стоимости ремонта.

Если в ДТП пострадали люди, которые были травмированы, они имеют право потребовать с виновника деньги, потраченные на лечение или восстановление, а также за причиненные страдания. Возмещение назначается по фактическим затратам, а моральную компенсацию сложно подсчитать, её размер определяется по усмотрению судьи.

Неумышленное ДТП

Под фразой «Неумышленное ДТП» скрывается неумышленное оставление места аварии автовладельцем, наказание за которое предусмотрено ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ либо, при наличии признаков уголовно наказуемого деяния — ст. 264 УК. 

Любому водителю полезно знать: даже если в ДТП нет других участников, это не повод отправиться домой, нужно обязательно вызвать инспектора ГИБДД для оформления аварии.

Иначе, как некому Е., который опрокинул на дороге автомобиль своей фирмы, придется лишиться прав на год. Суд подтвердил, что такое наказание вполне законно и отменять его не стал.

Авария на ЖД переезде

Как правило, последствия подобных ДТП весьма серьёзны, что показывает судебная практика по таким происшествиям. Ф. на переезде допустил столкновение с локомотивом, все участники остались живы.

Мало того, Ф. еще и попытался потребовать с РЖД и машинистов деньги на ремонт своего разбитого автомобиля. Но в иске ему отказали, так как он сам был виновен, хотя и пытался переложить вину на машинистов.

Как проходят суды по ДТП

Любого человека интересует, как проходят судебные разбирательства по делам, связанным с ДТП. Выше уже отмечалось, что тут возможны три варианта развития событий.

  1. Если речь идет об оспаривании протокола о дорожном происшествии, тяжба относится к административному судопроизводству. Рассматривая такие дела, судья выясняет обстоятельства аварии: как все произошло, кто и где в этот момент находился и т. д. Именно на основе всех установленных в заседании фактов и принимается решение о том, прав был инспектор или нет, действительно ли виновен определённый виновным водитель. Шансы восстановить справедливость, если инспектор незаконно применил к невиновному водителю наказание, конечно, есть. Но не стоит забывать, что, например, в отношении пьяных водителей суды придерживаются очень жесткой позиции. Процент успешно оспоренных протоколов по такой статье КоАП РФ ничтожно мал.
  2. Все ходатайства о денежных возмещениях рассматривают гражданские суды. Их еще называют судами общей юрисдикции. Чаще всего это иски водителей к своим страховым компаниям, которые экономят и платят недостаточную для ремонта автомобиля сумму. Какие здесь есть особенности? Поскольку требования денежные, их размер придется обосновать, причем документально. Для получения страховой выплаты требуется заключение оценщика по затратам на ремонт или чек из автосервиса. Требуете с виновника деньги на лечение — предоставьте копии медицинских бумаг. Есть только одно исключение — моральный вред, в этом случае его оценивает суд.
  3. Рассмотрение уголовных дел существенно отличается, поскольку решается судьба человека, совершившего ДТП с тяжкими последствиями. Само уголовное разбирательство в силу закона длится дольше, суд скрупулезно выясняет все обстоятельства инцидента, допрашивает и участников, и свидетелей. Большую роль играют вопросы толкования закона применительно к конкретной ситуации. Поэтому основной совет на такие случаи — не стоит отказываться от профессиональной помощи адвоката.

Любой из этих судебных процессов по ДТП складывается из следующих этапов:

  • подача заявления (иска, жалобы), в уголовных делах — передача обвинительного заключения с делом в суд;
  • непосредственно судебное разбирательство: установление фактов, допросы, экспертизы;
  • судебный акт (постановление, решение или приговор).

Независимо от сути дела по ДТП судом всегда разбираются фактические обстоятельства аварии. Именно они определяют дальнейшую судьбу требований сторон.

Как доказать свою невиновность

Пожалуй, самый актуальный вопрос — как доказать свою невиновность. Чаще всего водителей интересует, что делать если не согласен с протоколом ГИБДД при ДТП. К примеру, несправедливо назначили виновником аварии. Порядок действий должен быть таким:

  1. Уже на этапе составления протокола нужно письменно сообщить о своем несогласии с выводами инспектора ГИБДД. Обычно возражения пишут на самом протоколе. Желательно свои доводы изложить четко, по существу, без «воды». Это поможет в дальнейшем.
  2. Придется отправиться в отдел ГИБДД на рассмотрение своего административного дела и там также заявить, с чем не согласны и по какой причине. Все эти объяснения обязательно фиксируются в материалах дела.
  3. Если все-таки постановление вынесено в соответствии с первоначальным решением инспектора ГИБДД, остается одно — оспаривание вины в ДТП в суде. Здесь нельзя пропустить срок на такое обжалование — 10 суток с того дня, когда сам текст судебного постановления был получен на руки. Отдать свою жалобу можно или инспектору, который принял оспариваемое решение, или (куда чаще) сразу в мировой суд. Госпошлину здесь платить не нужно. В тексте важно выделить все основные доводы в свою пользу, желательно со ссылками на законы.
  4. Если в суде тоже не получилось отменить постановление инспектора, есть еще апелляция в лице суда районного. Образец апелляционной жалобы по ДТП можно взять на сайте местного суда, также типовые документы обычно есть в самом помещении суда на информационном стенде. Наконец, можно просто обратиться к юристам.
  5. Закон предусматривает многоступенчатую систему проверки принятых судьями решений. Поэтому при отрицательном результате рассмотрения апелляции можно подать жалобу еще и в областной (краевой и т.п.) суд и как в последнюю инстанцию — в Верховный суд.

Конечно, в рамках одной статьи уместить всю полезную информацию по судебным делам об авариях на дороге невозможно. Каждый такой случай по-своему уникален и требует внимательного подхода и от инспекторов ГИБДД, и в особенности от суда. Главное — это не бояться защищать себя и сразу после происшествия, и впоследствии во всех судебных инстанциях.

Источник: https://AvtoPravil.net/sudebnaya-praktika-po-dtp.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.