Возмещение ущерба при обоюдной вине в дтп

Содержание

Возмещение ущерба при ДТП при обоюдной вине

Возмещение ущерба при обоюдной вине в дтп

Когда происходит дорожное происшествие, каждый водитель понимает, что страховой полис может, по крайней мере, частично защитить его от негативных последствий данного события.

Виновнику не придется платить слишком много, а пострадавший сравнительно быстро получит компенсацию от страховщика. Однако все больше споров возникает, когда оба водителя признаны виновными в ДТП.

Как должно происходить возмещение ущерба при ДТП при обоюдной вине?

Когда в происшествии виновен только один водитель, большинство вопросов по выплатам от страховщика исчерпаны. Однако когда виновны оба, с получением компенсаций может возникнуть ряд проблем. Что принято называть обоюдной виной?

Данное понятие не придумано законодателями. Скорее всего, оно возникло от случаев, когда два водителя оказывались виновниками происшествия. Страховщики и сотрудники дорожной полиции стали применять этот термин в тех случаях, когда в ДТП невозможно было определить, кто невиновен вообще. Как правило, при любом ДТП может быть один из вариантов развития событий.

  1. Виновник очевиден. Он признал вину. Компенсацию от страховщика имеет право получить пострадавший водитель.
  2. Сотрудники ГИБДД выдали справку, из которой следует, что обстоятельства не выяснены, картина ДТП не установлена и дело будет рассматриваться в суде.
  3. В дорожной аварии виновны оба водителя, так как обе стороны допустили нарушение правил дорожного движения.

Когда используется термин «обоюдная вина», рассматривается третья ситуация. Но кто может рассчитывать на возмещение ущерба при ДТП при обоюдной вине? Судебная практика и некоторые положения правил проясняют ситуацию.

К сожалению, термина «обоюдная вина» в законодательстве нет. Поэтому при обращении в страховую компанию можно получить очень разные ответы.

Как реагируют страховщики в таких случаях?

  • Выплаты производятся в размере 50% каждому участнику ДТП.
  • Отказ по причине невозможности установить вину.

Важно! Если вы получили отказ по такой причине, не стоит сдаваться. Обратившись в суд, согласно статье 1083 будет принято решение о том, что вина делится между участниками в равной мере. После такого решения суда страховщик не вправе отказать вам в компенсации.

Установить то, насколько вина равна или неравна, на практике крайне сложно. Большинство ситуаций разрешается так, что вина распределяется в равной мере.

Хуже всего тогда, когда суд не признает вину обоюдной. То есть, в документах по ДТП так и остается пометка «обстоятельства и степень вины не установлены». Это может произойти в тех случаях, когда из документов и схем действительно можно мало чего понять, а очевидцев происшествия не было. В таком случае по полису ОСАГО компенсации получить, скорее всего, не получится.

Как определить степень виновности, если оба виноваты в ДТП

Интересно, что бывают случаи, когда водители получают компенсацию не в равных долях при обоюдной вине в ДТП. Возмещение ущерба происходит в зависимости от того, в какой степени был виновен каждый отдельный участник аварии.

Как правило, вина может быть признана обоюдной прямо на месте происшествия в том случае, когда оба водителя допустили на момент аварии какое-либо административное правонарушение. Сотрудники полиции могут отказаться признать вину обоюдной, если показания свидетелей и очевидцев, а также обоих водителей значительно расходятся. Тогда для определения вины также придется обращаться в суд.

Хотя чаще суд решает присудить выплату 50/50, бывают случаи, когда степень вины определяется, как 10/90, 60/40 и так далее. Чтобы суд принял такое решение, они должны обнаружить очевидные последствия действий каждого из виновников. Они постараются определить не просто, кто нарушил, а чьи именно действия или бездействие привело к аварии.

Если для сотрудников ГИБДД важен только факт не нарушения правил, то суд учтет, что именно привело к столкновению. Однако это не избавит водителя, чья вина меньше от выплаты штрафа за нарушение.

Как показывает наша юридическая практика, возмещение вреда при ДТП при обоюдной вине, возможно только после рассмотрения дела судом. Ведь именно эта инстанция определяет процентное соотношение выплаты между участниками аварии.

Чтобы понять, каков размер компенсаций, стоит рассмотреть один пример. В ДТП попало два автомобиля, назовем их авто «А» и «Б». Признана обоюдная вина в соотношении 10:90. Авто «А» повреждено на сумму 50 000, а «Б» — 30 000.

Что получается? Страховщик «А» обязан выплатить водителю автомобиля «Б» только 3 000 рублей. При этом страховщик «Б», вина которого составляет 90%, должен водителю «А» 45 000 рублей.

Этот пример дает понимание, как распределится компенсация между водителями, попавшими в ДТП и разделяющими меду собой вину.

Некоторые проблемы, связанные с обоюдной виной

  1. Вина: была или нет?Некоторые водители, не желая разборок, признают себя виновными, даже когда видят, что вина обоюдна. Спустя время может оказаться, что сумма ущерба больше страхового лимита.

    Значит, якобы виновнику придется выплачивать разницу из своего кармана.

    Как быть? Если вы поступили опрометчиво, необходимо как можно скорее подать заявление об обоюдной вине страховщику.

    Обратившись к юристам за помощью, вы можете значительно сэкономить и восстановить справедливость.

    Совет! Всегда внимательно следите за тем, что сотрудник ГИБДД пишет в документах. Особенно актуален совет, когда чувствуете, что вина может быть обоюдной.

  2. Действительно ли обоюдна вина или оба только нарушители?
    Нарушения могут допустить оба. Однако стоит установить, действительно ли действия каждого участника ДТП привели к происшествию? К примеру, один превысил скорость, а второй забыл права. Несомненно, нарушители оба. Однако к ДТП приведи действия того, кто превысил скорость.
  3. А что, если один из участников ДТП – пьян?
    Если выпивший водитель стоял на светофоре, а в него врезался трезвый водитель? Оба виновны в нарушении ПДД, притом тот, кто пьян, лишится прав и заплатит штраф. Однако нельзя считать, что этот водитель также виновен в ДТП и вина обоюдна. За ремонт авто выпившего водителя должна платить страховая.

Возмещение ущерба при ДТП при обоюдной вине: судебная практика

Чтобы увидеть, какие судебные прецеденты по этому поводу существуют, требуется рассмотреть некоторые уже рассмотренные ситуации и нюансы. Это даст общее представление о том, какое решение может вынести суд.

Когда оба водителя отказываются признать себя виновниками, суд назначит экспертизу. По ее заключению выносится решение либо об одном виновнике, либо об обоюдной вине.

Вина может быть признана обоюдной тогда, когда суд не смог найти причинно-следственные связи между действиями каждого водителя и ДТП. Если невозможно установить, была ли у водителя возможность предотвратить столкновение, вина также может быть признана обоюдной.

Если степень вины в ДТП равная, то суд присудит 50% компенсацию для каждого участника. Для оценки степени вины также может быть проведена дополнительная экспертиза.

Если кто-то из участников имел возможность предотвратить ДТП, но не сделал всего, вина может быть распределена в зависимости от степени виновности.

Если оба виновника не отрицают свою вину, и не считают, что кто-то виновен больше, а кто-то меньше, суд может признать равную обоюдную вину, даже не проводя экспертизу.

Если вы столкнулись с ДТП, в котором виноваты оба участника, требуется как можно скорее обратиться к автоюристу. Только опытный специалист знает, как лучше всего отстаивать ваши права и как грамотно отвечать суду. Тогда можно надеяться, что страховщик выплатит компенсацию настолько, насколько это возможно.

Источник: http://1avtourist.ru/vozmeshhenie-ushherba-ot-dtp/chto-delat-prihenie-ushherba.html

Обоюдная вина в ДТП: как получить компенсацию?

Возмещение ущерба при обоюдной вине в дтп

«Разбор полетов» после ДТП заканчивается определением виновного водителя. Но бывает и так, что в нарушении ПДД уличают обоих. В народе это называется «обоюдка». Давайте разберемся, что это такое, и рассмотрим вопрос получения компенсации после подобных аварий.

Для начала отметаем простые аварии, где все очевидно и нет спора о виновности. В большинстве столкновений виноват кто-то один. Водитель, к примеру, не заметил запрещающий сигнал светофора или прозевал знак «Уступите дорогу». Результат — столкновение. Тут вина именно невнимательного водителя.

Сразу разобраться, кто здесь прав, а кто нет, невозможно. Бывает, что для определения виновника нужно провести трасологическую экспертизу.

Сразу разобраться, кто здесь прав, а кто нет, невозможно. Бывает, что для определения виновника нужно провести трасологическую экспертизу.

Материалы по теме

Но бывает и так, что все участники аварии твердят о своей невиновности, а инспектор ДПС, приехав на место происшествия спустя час, вообще сразу не сможет разобраться, кто тут прав, а кто нет. В таких случаях назначают «группу разбора». И в том случае, если анализ материалов по ДТП позволяет сделать вывод, что нарушали Правила движения оба водителя, в Госавтоинспекции выносят постановление в отношении каждого участника.

Вот типичный пример. Водители автомобилей не учли погодных условий и выбрали для движения слишком большую скорость. Виноваты, казалось бы, оба. Правда, на одном автомобиле была установлена летняя резина, что и сыграло решающую роль в столкновении.

По идее, пострадавший в аварии должен получить выплату по ОСАГО. Но каждый пострадавший является еще и виновником. Кто же кому будет этот вред возмещать?

Обязанность выплаты лежит на страховой компании виновника. Размер ущерба определяется по специальным методикам. Но как быть, если виновниками являются оба водителя?

Обязанность выплаты лежит на страховой компании виновника. Размер ущерба определяется по специальным методикам. Но как быть, если виновниками являются оба водителя?

Обратимся к Гражданскому кодексу. В статье 1064 говорится следующее.

«…Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».

В законе же об ОСАГО сказано следующее: страховые выплаты производятся с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована (пункт 22 статьи 12 Закона).

Установить, кто из водителей нарушил ПДД, может помочь видеозапись с регистратора. Но не все участники движения пользуются этими помощниками.

Установить, кто из водителей нарушил ПДД, может помочь видеозапись с регистратора. Но не все участники движения пользуются этими помощниками.

Другими словами, участникам таких ДТП нужно обратиться в суд, где будет установлена степень вины каждого, и только после этого страховая компания выплатит деньги. Причем не в полном объеме. Суд, к примеру, может установить следующее.

Допустим, в аварии участвовали два автомобиля «А» и «В». У «А» ущерб на 100 тысяч рублей, у «В» — на 50.

Суд определил, что степень вины водителя автомобиля «А» (который не уступил дорогу) — 70 %, а у водителя автомобиля «В» (который ехал, допустим, с превышением скорости и не успел из-за этого остановиться) — 30%.

Получается, что водитель автомобиля «А» должен заплатить водителю автомобиля «В» 35 тысяч рублей (70% от 50 тысяч), а тот, соответственно, будет должен 30 тысяч (30% от 100 тысяч). Исходя из этого и будет произведена страховая выплата по ОСАГО.

Типичный случай. Черный автомобиль начал выезжать на главную дорогу со второстепенной и не уступил дорогу синему. Синий успел вовремя затормозить и остановиться. А вот водитель автобуса среагировать вовремя не смог и въехал в синюю легковушку. С точки зрения Правил, виноваты водитель черного автомобиля и водитель автобуса.

Типичный случай. Черный автомобиль начал выезжать на главную дорогу со второстепенной и не уступил дорогу синему. Синий успел вовремя затормозить и остановиться. А вот водитель автобуса среагировать вовремя не смог и въехал в синюю легковушку. С точки зрения Правил, виноваты водитель черного автомобиля и водитель автобуса.

Материалы по теме

Однако в большинстве случаев страховые компании выплачивают страховку и без судебных решений. В том же 22-м пункте статьи 12 Закона об ОСАГО сказано, что если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, страховые компании выплачивают возмещение в равных долях. Здесь по умолчанию принимается вина водителей 50 на 50. Если брать за основу приведенный выше пример, то водитель автомобиля «А» может рассчитывать в этом случае на выплату 50 тысяч рублей страхового возмещения, а водитель автомобиля «В» — 25 тысяч.

Причем отказать в выплате половины стоимости ремонта без определения степени вины судом страховая компания не вправе. Эта позиция Верховного суда, которая закреплена в Постановлении Пленума от 29 января 2015 г. № 2.

 А вот если выплаченной суммы, на ваш взгляд, не хватает и вы убеждены, что степень вины второго участника намного больше, тогда и нужно обращаться в суд. Если в суде будет подтверждена ваша позиция, со страховой компании суд взыщет недостающую сумму в вашу пользу. При этом никаких неустоек и штрафов получить от страховой компании не получится.

Кроме того, если судом будет установлено, что степень вашей вины не 50%, а 90%, будьте готовы к тому, что часть денег страховой компании придется и вовсе вернуть.

:

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/907579-oboyudnaya-vina-v-dtp-kak-poluch/

Обоюдная вина при ДТП – кто возмещает ущерб и в каком размере, способы доказывания + три примера из судебной практики

Возмещение ущерба при обоюдной вине в дтп

Бытует мнение, что в аварии всегда виноваты оба водителя. В этом есть своя логика. Движение по дорогам в настоящее время можно сравнить с гонкой на выживание – кто-то постоянно пытается кого-то подрезать, врезаться в «соседа». Нужно всегда быть начеку, успевать уклоняться от ударов.

Тем не менее, не всякие действия могут подпадать под категорию нарушений ПДД, а ведь именно они формально позволяют говорить о том, что имеет место обоюдная вина при ДТП. И тогда порядок возмещения ущерба меняются.

Не соблюдение правил дорожного движения, которые привели к аварии, формально указывает необходимость привлечения к ответственности обоих водителей. На практике же бывает очень сложно оформить «обюдку». Данная статья поможет разобраться в тонкостях проблемы и не стать жертвой конвейера аварийного делопроизводства.

Нормативная база и понятие обоюдной вины

Инспекторы, честно говоря, не очень любят ситуации, когда виноваты оба. Это и понятно – нужно оформлять в два раза больше документов, внимательнее разбираться в ситуации, а времени мало, работы много.

По этой причине стражам порядка проще оформить протокол и постановление на того водителя, нарушение со стороны которого более очевидно и подходит под стандартные ситуации, устоявшие в судебной практике.

Специального термина, которому посвящена данная статья, в законе не содержится. Рассматриваемое понятие имеет практическое применение. Оно обозначает ситуацию, когда к дорожно-транспортному происшествию привели нарушения правил дорожного движения всеми участниками аварии.

С понятийной точки зрения, не совсем верно слово «обоюдная», ведь участниками ДТП могут быть не только два, но три и более водителей, каждый из которых может быть виноват.

В такой ситуации постановления должны оформляться не на двоих, а на всех виновников. Здесь нелепо применять фразу «обоюдная вина при совершении ДТП», когда виновников больше двух, хотя и будет подразумеваться ее смысл.

Правовое регулирование

В связи с отсутствием специальной нормы, посвященной «обоюдке», связанные с ней ситуации подлежать регулированию общими нормами, относимыми к ДТП.

В перечень нормативно-правовых актов входят:

  1. Правила дорожного движения.
  2. Закон об ОСАГО.
  3. ГК РФ.
  4. КоАП РФ.

В зависимости от того, кто что нарушил, определяется соответствующая статья ПДД и норма, содержащая санкции за административное правонарушение.

Далее в дело вступают нормы об ОСАГО, которыми следует руководствоваться при взаимодействии со страховыми компаниями. Следует также отдельно обратить внимание на процессуальные нормы ГПК РФ, применимые в случаях судебного оспаривания.

Когда вина при ДТП признается обоюдной

Вывод об обоюдной вине делается в том случае, когда нарушения ПДД, повлекшие ДТП совершили не один, а оба водителей.

К категории «ДТП с обоюдной виной» также относятся аварии с более чем двумя виновными участниками. Обязательным условием обоюдной вины является установленный факт нарушения правил дорожного движения, повлекшим аварию.

Важным моментом является то, что недостаточно только факта нарушения. Не все нарушения могут стать причиной аварии. Поэтому необходимым условием признания «обоюдки» выступает причинно-следственная связи такого нарушения и ДТП.

Оформление ДТП с обоюдной виной и действия сотрудников ГИБДД

Изначально виновность устанавливается прибывшими на место аварии сотрудниками ГИБДД после анализа ситуации. Если нарушитель не один, то составляются протоколы на всех виновников. Далее оформляются постановления об административном правонарушении.

Если правоохранительными органами сделан вывод о виновности только одного водителя, а второй с этим не согласен, то «обоюдка» уже устанавливается судом по иску заинтересованного участника ДТП.

Процесс это весьма сложный и трудоемкий, поэтому следует предпринять все меры для установления правильных выводов еще на месте аварии, пока «гаишники» оценивают ситуацию. Пошагово процесс выглядит следующим образом.

Шаг первый – фиксация до приезда ГИБДД

Закрепление на материальных носителях обстоятельств дорожно-транспортного происшествия производиться различными способами. Для статической картинки можно запечатлеть важные моменты на фотокамеру. Панорамная видеозапись позволит зафиксировать те детали, которые не попали в объектив фотоаппарата.

На данном этапе важно отразить не только расположение ТС относительно друг друга и дороги. Кроме того, необходимо зафиксировать также светофоры, дорожные знаки, условия освещения, погодные факторы (дождь, снег, гололед). Любая мелочь в окружении места происшествия может сыграть важную роль при определении степени вины.

Шаг второй – обследование места происшествия сотрудниками ГИБДД

Стражи порядка сами знают, как правильно все делается, но не лишним будет за ними проследить и проконтролировать – все ли они заметили и зафиксировали.

Официальным документом, фиксирующим схематическое изображение ТС и места аварии является Схема ДТП. Водитель должны поставить свои подписи в данной бумаге, поэтому необходимо внимательно проверить все содержащиеся в ней данные.

Ранее оформлялась Справка о ДТП. В данный момент она не составляется. Это нововведение является нормативным, поэтому страховщики не вправе требовать предоставления Справки от страхователей.

Шаг третий – документальное оформление нарушения

Водители заполняют извещение о ДТП, в котором описывают, в том числе, факт признания вины, а также свои пояснения относительно обстоятельств аварии. Инспектор же по результатам анализа ситуации оформляет протоколы на нарушителей.

Если протокол оформлен сразу на обоих водителей, то речь идет об обоюдной вине. Далее выносится постановление о привлечении к административной ответственности.

Следует отметить, что не все нарушения ПДД влекут административную ответственность. По этой причине может возникнуть ситуация, когда нарушения правил допустили оба водителя, а протокол составлен только на одного.

Отчаиваться в данной ситуации не стоит. В отношении второго нарушителя будет составлено Определение об отказе в привлечении к административной ответственности. Данный документ будет основанием для утверждения при обращении к страховщику об обоюдной вине.

Как возмещается ущерб

Страховая выплата при обоюдной вине производится в зависимости от степени вины. Очень важно не забывать об этом моменте, чтобы не оказаться с копейками вместо реальной суммы на ремонт. Для получения возмещения все документы должны быть оформлены надлежащим образом.

Существует различные виды страхования (ОСАГО, КАСКО), процедура получения страховки по которым различается. Тем не менее, обоюдные нарушения не препятствуют получению выплаты, независимо от вида страхового продукта.

А также не имеет значения – признана ли виновность водителем, или установлена правоохранительными органами.

Обоюдная вина и европротокол

Обоюдка при ДТП оформляется легче, если оба водителя с этим согласятся. По этой причине важное значение придается отсутствию разногласий между участниками аварии относительно ее обстоятельств, виновности, повреждений.

Такой «мир» и взаимопонимание принято считать поводом для оформления «европротокола». По сути, это самое обыкновенное Извещение о ДТП, по которому нет разногласий между участниками.

Условием отнесения такого документа к категории европротокола является соответствие лимиту размера ущерба (не более 100 тысяч рублей), отсутствие вреда жизни и здоровью, количество участников аварии (два).

Возмещение по ОСАГО

ОСАГО при обоюдной вине работает (аб. 4  п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО), несмотря на бытующее ошибочное мнение, что выплату не получить при таких обстоятельствах.

Важно понимать лишь нюансы:

  • априори выплата будет разделена пропорционально 50/50;
  • если степень не равная, о чем есть решение суда, то выплата будет в соответствующих долях;
  • если участников несколько, выплата делится на всех.

При правильном оформлении документов, с получением страхового возмещения не должно возникнуть проблем.

Выплаты КАСКО

Выплату по КАСКО при обоюдной вине вполне реально получить. Тем более, что данная система страхования вообще не привязана к вине страхователя. Следует только учитывать ограничения, имеющиеся и при обычных ситуациях.

В частности, ДТП не должно быть спровоцировано специально. Не получит страховое возмещение и водитель, лишенный права управления транспортным средством. Что касается алкогольного, наркотического опьянения, передачи управления лицу, не имеющему права вождения – тут и так все ясно.

Когда есть пострадавшие

В соответствии с действующим законодательством, владелец автомобиля должен возместить вред, им причиненный. Соответственно, не имеет значение количество виновников с точки зрения пострадавшего третьего лица. Возмещение такой невиновный человек должен получить в любом случае.

Тем не менее, обоюдная вина при ДТП с пострадавшими усложняет определенным образом саму процедуру получения выплаты. Так, при одном виновнике потерпевший обращается в одну страховую компанию. В ситуации же с несколькими виновниками, человеку придется заявлять свои требования страховщикам каждого виноватого водителя.

Если нет страховки

Виновность в аварии играет важную роль не только при урегулировании страховой выплаты. По закону виновник возмещает вред. Страхование же лишь покрывает частично сумму ущерба в пределах страхового лимита, не отменяет ответственности, а только уменьшает сумму, относящуюся непосредственно «на карму» нарушителя.

Если ответственность водителя не застрахована, он несет всю ответственность за причиненный вред собственными деньгами. Таким образом, вина при ДТП, если нет страховки дает пострадавшему право взыскать сумму убытков непосредственно с лица, нарушившего ПДД.

Обжалование обоюдной вины ДТП

Никто не застрахован от необоснованного обвинения. Если участник ДТП, чьи нарушения констатированы наряду с виной второго участника с этим не согласен, он вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

Предметом такого обращения будет оспаривание Протокола и Постановления об административном правонарушении. Напротив, если виновный водитель считает, что другой участник также виновен, а сотрудников ГИБДД в этом убедить не удалось, то остается шанс – судебная инстанция.

Для признания действий второго участника аварии противоправными, необходимо подготовить исковое заявление. В иске нужно подробно изложить позицию со ссылками на нормы права и документы.

Помимо суда существует также возможность оспорить обоюдную вину путем подачи кляузы в вышестоящий орган. Если этот способ не принесет результата, то тогда уже следует обращаться в судебную инстанцию.

Только в этом случае придется обжаловать не только протокол и постановление, но и решение вышестоящего органа. Суд может пригодиться не только для установления обоюдной вины, но и для установления ее степени. Если не разбираться с этим вопросом в суде, то степень будет априори считаться раной.

Способы доказывания степени вины

Помимо оспаривания самого факта обоюдной вины, может возникнуть необходимость не согласиться с распределением ее степени. Априори она признается равно, но это не всегда так. Поэтому, при обоюдной вине в ДТП часто пользуются спросом различные экспертизы, как средства определения степени вины.

Виды экспертиз:

  • трассологическая;
  • автотехническая;
  • на алкогольное/наркотическое опьянение;
  • психоневрологическая;
  • метеорологическая.

Помимо экспертиз, для доказывания степени вины можно также использовать свидетельские показания. Данные, полученные от очевидцев или с видеокамер позволяют восстановить обстоятельства происшествия и понять кто больше виноват.

Примеры судебной практики

Основой судебной практики являются не отдельные судебные акты, а их обобщения. Главным органом, резюмирующим практику разрешения судебных споров является Пленум Верховного суда Российской Федерации.

Данный блюститель закона анализирует судебные прецеденты, рассматривает их законность и формирует позицию, которой руководствуются нижестоящие суды.

К примеру, в Постановлении № 2 от 29.01.15 г., ВС РФ указал, что если не ясно – кто виноват или на сколько виноват, это не является поводом для отказа в страховом возмещении.

Этим же документом установлено разъяснение, что выплаты при обоюдной вине производятся в равных долях, если не установлена степень вины. Это важное мнение высшего суда существенно упростило процедуру участникам ДТП с описанными факторами. Существует, однако, и интересные примеры в районных судах, которые служат впоследствии негласным шаблоном решений для судов данного региона.

К примеру, Ленинский районный суд города Нижнего Новгорода вынес решение по делу № 2-3037/2017, которым снизил размер взыскиваемого морального вреда учитывая, в том числе, наличие обоюдной вины.

Другой пример из судебной практики показывает, что обоюдная вина может быть не только у водителей, но также у водителя, с одной стороны, и коммунальных служб – с другой стороны.

Источник: https://avtoyurist.org/dtp/oboyudnaya-vina-pri-dtp/

Обоюдная вина в ДТП: выплата по ОСАГО в 2020 году

Возмещение ущерба при обоюдной вине в дтп

В большинстве случаев причиной ДТП является нарушение правил дорожного движения. Нарушитель признается виновником аварии и получает обязанность по возмещению вреда потерпевшему. Однако в отдельных ситуациях в происшествии виновны оба водителя. Рассмотрим, как получить выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП.

Что такое обоюдная вина

Нормативные акты не содержат понятия «обоюдной вины». Это исключительно разговорное выражение. Ст. 12 ФЗ от 2002 года № 40 содержит информацию о происшествии, в котором ответственными являются все участники. По сути, это и есть обоюдка при ДТП (каждый водитель является и пострадавшим и виновником).

Обязательным условием признания виновным является наличие причинно-следственный связи между происшествием и виновными действиями автоводителя.

Например, один из участников находился в состоянии алкогольного опьянения и стоял при красном сигнале светофора, а другой – въехал в бампер его машины, так как не соблюдал дистанцию. С одной стороны, каждый из участников нарушил ПДД, с другой – в аварии виноват только второй. Данная ситуация не считается аварией с обоюдной виновностью.

https://www.youtube.com/watch?v=A2Ur1NONIPc

Закон не предусматривает особых методов оформления происшествия при наличии у водителей взаимной вины. Участники должны действовать в общем порядке. То есть вызвать сотрудников ГИБДД или аварийного комиссара. При обоюдной виновности нельзя оформить европротокол.

В процессе оформления необходимо собрать максимальное количество доказательств (фото, видео с видеорегистратора, опросить свидетелей). Так как уровень ответственности в происшествии устанавливают не сотрудники ГИБДД, а суд, доказательная база пригодится вам в разбирательстве.

Как доказать

Согласно ст. 12 ФЗ от 2002 года № 40, если виновными в аварии являются все участники, то степень виновности устанавливается судом.

В судебной практике отсутствуют разъяснения, обязаны ли потерпевшие в такой ситуации обращаться в суд. Однако страховые компании предпочитают не осуществлять выплату до тех пор, пока степени вины при обоюдном ДТП не установлены по решению суда.

Закон не предусматривает специального искового заявления с требованием об установлении виновности в аварии. Однако просьбу определить виновность можно включить в гражданско-правовой иск о взыскании ущерба с лица, причинившего вред.

Так как обязанность по возмещению ущерба возлагается не только на водителя, но и на его страховщика, то они указываются в иске в качестве соответчиков.

Советы, как доказать обоюдную вину:

  1. В процессе оформления происшествия собирайте доказательства (фото с места происшествия, видео с камер, видеорегистраторов, берите контакты у очевидцев).
  2. Наймите юриста для составления иска и представительства в суде. По данному вопросу судебная практика весьма неоднозначная и самостоятельные действия могут привести к отрицательному результату.
  3. Закажите проведение трасологической или другой автотехнической экспертизы (в зависимости от конкретной ситуации). Зачастую отчет эксперта становится в судебном разбирательстве наиболее веским доказательством.

Окончательное решение по степени виновности каждого участника ДТП будет принимать суд. Он же установит величину компенсации от страховой компании, которая вам полагается.

Судебный процесс займет 3-4 месяца, но в случае положительного решения позволит получить максимальную выплату.

Как получить выплату по ОСАГО

Наличие вины в действиях каждого участника аварии не является причиной для отказа в выплате страховки. Закон предусматривает возможность для каждого из них обратиться в страховую компанию другого участника для получения компенсации.

Таким образом потерпевший может получить компенсацию, обратившись к страховщику другого виновника аварии. О принятом решении компания должна сообщить в письменной форме в течение 20 дней с момента подачи заявления.

Если у одной стороны нет ОСАГО или виновник не записан в полис, то договариваться о компенсации придется по обоюдному согласию или урегулировать спор в судебном порядке.

Необходимо учитывать, что страховая компания сохраняет за собой право регресса (то есть на обращение в суд и взыскание выплаченной в качестве компенсации суммы с другого виновника).

Размер возмещения

При обоюдке страховая компания выплачивает в качестве компенсации не полную страховую премию, а только ее часть.

Возможны следующие варианты для установления размера возмещения:

  1. Стороны обращались в суд и степень вины установлена на основании судебного решения. Выплата будет рассчитана исходя из степени вины.
  2. Стороны не обращались в суд. В такой ситуации закон устанавливает выплату 50 на 50.

Если получатель не согласен в начисленной суммой, он имеет право взыскать остаток с другого нарушителя в судебном порядке.

Чтобы обосновать сумму иска, проведите независимую экспертизу. Через суд можно получить разницу между оценкой эксперта и компенсацией от страховой компании.

Способ возмещения

Единственным способом возмещения по ОСАГО при обоюдке является денежная компенсация. Так как гражданин получает частичное возмещение, на полноценный ремонт его не хватит.

Чтобы получить возмещение убытков в натуральной форме, потребуется просить об этом страховую компанию и доплатить до полной стоимости ремонтных работ. Как показывает практика, такое предложение может стать выгодным, если по страховке предусмотрена компенсация 50%.

В случае денежного возмещения, расчет проводится с учетом износа транспортного средства. Поэтому страховая насчитает мало, недостаточно для полноценного ремонта.

Если страховая отказывает в выплате

К сожалению, ситуация, когда страховая компания отказывает в выплате при взаимной вине, не редкость. Страховые стараются избежать перечисления возмещения до определения степени вины.

В случае неправомерного отказа попытайтесь урегулировать конфликт со страховщиком в досудебном порядке. В качестве аргумента можно использовать позицию Верховного Суда РФ по данному вопросу.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 2015 года № 2 при наличии взаимной вины:

  • право на выплату по ОСАГО сохраняется;
  • страховые компании участников ДТП платят в равных долях.

Если такой подход показался участнику неправильным, он имеет право обратиться в суд и взыскать дополнительную выплату.

Естественно она будет взыскана со страховой компании только в случае удовлетворения иска. А штрафные санкции к страховщику в такой ситуации не применяются.

Если есть пострадавшие

Рассмотрим, что будет, если в аварии есть пострадавшие. В зависимости от степени вреда, нанесенному жизни и здоровью, для виновника предусматривается административная или уголовная ответственность.

Если вред здоровью был причинен обеим сторонам, то каждая из них индивидуально будет привлечена к ответственности.

В случае гибели одного виновника, к уголовной ответственности привлекается второй водитель, вне зависимости от степени его вины. Зачастую мерой ответственности становится лишение свободы.

Если же в происшествии пострадал пассажир одного из автомобилей, то ответственность возлагается на обоих нарушителей. Однако решающее значение здесь имеет факт взаимного нарушения. Если нарушение ПДД одним из водителей не стало причиной ДТП, то он не будет привлечен к ответственности.

Впоследствии, пассажир может обратиться к нему с гражданско-правовым иском для взыскания денежных средств на лечение. Такая возможность предусмотрена, если виновник аварии не платежеспособен.

Можно ли покинуть место аварии

Если автомобили являются личной собственностью сторон, а в происшествии нет пострадавших, то водители могут покинуть место ДТП по обоюдному согласию. Это возможно только в том случае, если стороны решили не оформлять ДТП и не обращаться за возмещением в страховую компанию. Юридически – это их право.

Использовать такой способ нужно осторожно. Так как второй участник всегда может заявить, что вы покинули место ДТП самовольно. И это приведет к более негативным последствиям.

Поэтому обязательно оформите в письменной форме расписки об отсутствии взаимных претензий. В противном случае вы окажетесь виноватым в происшествии на 100%, а еще и лишитесь прав.

Резюме

Подведем итоги:

  1. Не каждое происшествие, в котором оба водителя нарушили ПДД, является обоюдным.
  2. Обоюдку нельзя оформить по европротоколу.
  3. Наличие вины у обоих водителей не является основанием для отказа в выплате ОСАГО.
  4. По закону выплата каждому заявителю составляет 50%.
  5. Если уровень ущерба очевидно неравный, можно обратиться в суд и установить степень вины для взыскания дополнительной компенсации.
  6. Если в аварии пострадал один из виновников, второй будет привлечен к ответственности вне зависимости от степени вины. А если пострадал пассажир, то к ответственности привлекаются оба водителя.
  7. При отсутствии пострадавших и взаимных претензий участники происшествия могут просто оформить расписки и разъехаться.

Источник: https://ZakonRF24.ru/oboyudnaya-vina-v-dtp-vyplata-po-osago/

Обоюдная вина в ДТП выплата по ОСАГО

Возмещение ущерба при обоюдной вине в дтп

Если признается обоюдная вина в ДТП, выплата по ОСАГО начинает интересовать обоих участников аварии. Каждый автовладелец понимает, насколько высока вероятность стать виновником происшествия на дороге или пострадавшей стороной.

Желая всячески перестраховать себя от вероятных финансовых потерь, стоит разобраться, позволит ли полис ОСАГО частично или полностью компенсировать причиненный ущерб. Также нужно знать, кто получит возмещение от страховщика в случае вины обоих водителей.

«Обоюдная вина»: раскрываем суть фразы

Важно знать! В области административного права понятие «обоюдная вина» вовсе отсутствует.

При обоюдной вине (в простонародье – обоюдке) виновниками происшествия признаются все участники аварии. Сотрудники страховых компаний и ГИБДД обозначают ДТП такой характеристикой, когда каждый участник происшествия в определенной степени нарушил ПДД.

В случае аварии развиваются три ситуации:

  1. Происшествие стало последствием нарушения ПДД одним из участников движения. Результат очевиден, а поэтому рассчитывать на возмещение ущерба может исключительно потерпевшая сторона (по ОСАГО);
  2. Инспекторы ГИБДД выносят постановление относительно прекращения производства. Причина остановки дела – невозможность установить картину происшествия вследствие противоречий в показаниях участников. Если обоюдное согласие не достигнуто, последующее установление виновников ДТП переносится в суд, где окончательное решение принимает уже судья;
  3. Если нарушителями ПДД и виновниками аварии признаны оба участника, то каждый из водителей авто (участник происшествия) получает протокол, а также соответствующее постановление, указывающее на административное нарушение.

В юридической сфере обоюдной виной считается только третья ситуация, при которой виновны оба водителя.

После того, как выяснили, что такое обоюдная вина, стоит понимать, кто платит по счетам.

Кому из участников аварии положена компенсация, и в каком размере?

Теперь стоит разобраться, при обоюдном кому выплачивают страховая компания, и в каком размере.

Поскольку законодательство РФ не помогает в решении задач, связанных с обоюдной виной при аварии, страховщики следуют определенным путем:

  1. Осуществляют выплату каждому участнику аварии, являющемуся виновником ДТП, в размере 50% от понесенного ущерба. Как показывает судебная практика, именно такие решения играют ключевую роль. Основой решения суда является норма ГК РФ, согласно которой при отсутствии возможности установить степень вины собственника транспорта, она устанавливается равной для каждого участника ДТП;
  2. Страховщики отказывают клиентам в выплате компенсации, аргументируя решение практической невозможностью установления виновника происшествия. Однако подобные решения страховых компаний являются неправомерными, и уполномоченные специалисты знают об этом, надеясь, что клиент не отправится с иском в суд.

В соответствии с п. 2 ст. 1083 ГК РФ, компенсационные выплаты обеим сторонам происшествия обязаны осуществляться страховщиками соответственно доле вины в аварии.

В теории подобное требование бесспорно, но в действительности установить меру вины каждого участника происшествия, после чего доказать это суду весьма непросто.

Зачастую суд идет простейшим путем, в результате чего присуждает участникам аварии равные части возмещения.

Каждому водителю, интересующемуся, как выплачивается страховка, важно знать: при вовлечении высококвалифицированных адвокатов удается добиться иного решения, и получить компенсацию в размере 80% или даже 90% (другая сторона происшествия при обоюдной вине получает соответственно 20% или 10%). В реалиях решение бороться до победного конца принимается редкими водителями, даже если степень вины в ДТП очевидно меньше.

Наиболее часто собственники автотранспорта по итогу происшествия (при обоюдной вине) согласны на условия страховой организации, благодаря чему возмещение ущерба осуществляется в равных долях.

Разумеется, подобное поведение страховщика с пострадавшими в результате своих действий водителями обосновано тем, что сотрудники компании не желают взаимодействовать с судами.

Для примера:

  • Ущерб автотранспорта водителя А. А. составил 50 000 рублей, тогда как водитель Б. Б. понес потери в размере 100 000 рублей;
  • При обоюдной вине страховая компания выплачивает деньги в размере 25 000 и 50 000 рублей соответственно.

В худшем случае суд не имеет возможности установить вину одного из участников происшествия, либо не может охарактеризовать ситуацию как обоюдная вина.

Обстоятельства аварии делают невозможными выводы относительно случившегося при отсутствии обоюдного согласия между водителями и свидетелями ДТП.

Такая ситуация будет означать для водителей, ставших виновниками аварии, что они не получат выплаты по полису ОСАГО. Вот почему рекомендуется оформлять полисы ОСАГО и КАСКО.

Преимущества покупки обоих полисов:

  • Экономия времени;
  • Скидка при оформлении ОСАГО и КАСКО в одной компании;
  • Проблемы с одновременной покупкой ОСАГО в большинстве случаев не возникают при имущественном страховании.

Выбирая страховщика для приобретения страхового полиса, следует руководствоваться репутацией конкретной организации.

Страховая компания отказывается выплачивать компенсацию: причины

Для того чтобы избежать неприятных прецедентов со страховой компанией, проинформируйтесь о возможных причинах отказа:

  • Один из виновников ДТП не указан в полисе ОСАГО;
  • Виновный скрылся с места происшествия;
  • На момент происшествия участник находится под воздействием алкоголя;
  • Решение суда обжаловано другой страховой компанией или одним из виновников происшествия.

Зная о возможных аргументах страховщика не в вашу пользу, вы можете подготовиться и защититься на каждый из перечисленных случаев.

Оформление аварии

Оформление дорожного происшествия, в котором виноваты оба водителя, осуществляется стандартным образом, с участием сотрудников ГИБДД.

Прежде всего, владельцам автотранспорта необходимо прийти в себя и успокоиться, после чего приступать к действиям, прописанным в действующих правилах дорожного движения:

  1. Автомобиль должен быть неподвижным, стоять с включенным сигналом аварийной остановки;
  2. Рядом с машиной должен стоять знак аварийной остановки. Нормы установки аварийного треугольника: для населенного пункта – не меньше 15 метров от автомобиля, за пределами – не меньше 30 метров. Знак призван уведомлять приближающиеся транспортные средства относительно неподвижной преграды на пути следования. Если требование не будет выполнено, предусмотрена штрафная санкция в виде постановления об административном нарушении (штраф составляет 1 000 рублей);
  3. Нельзя поднимать предметы, относящиеся к аварийной ситуации – детали, осколки и прочие обломки могут повлиять на достоверность причины ДТП;
  4. Оказание первой медицинской помощи является необходимостью в тех случаях, когда в результате происшествия имеются пострадавшие. Если есть необходимость, вызовите скорою помощь;
  5. На место происшествия вызываются сотрудники ГИБДД, по прибытии которых фиксируются личные данные, анализируется сложившаяся ситуация;
  6. До приезда сотрудников ГИБДД необходимо записать данные второго участника происшествия. Будет лучше, если вы сфотографируете водительское удостоверение, страховой полис или техпаспорт транспортного средства;
  7. Уведомите страховую компанию, с которой заключен договор, о ДТП, указав обоюдную вину. Регистрация потребует указания следующих данных: времени и места происшествия. Обязательно поинтересуйтесь у специалиста, как действовать далее. Агент страховой компании может решить отправить уполномоченного сотрудника на место аварии;
  8. Сделайте фотографии для фиксации подробностей аварии, для чего можете воспользоваться смартфоном или другим устройством с камерой (идеальным вариантом окажется видеозапись). На фото и видео должны быть следующие характеристики столкновения: общий план места ДТП; оторвавшиеся детали и прочие предметы; государственные номерные знаки обоих транспортных средств; тормозные пути обеих машин; оба автомобиля с различных ракурсов на фоне дорожного полотна и окружающей местности;
  9. Привлеките других участников аварии для составления схемы дорожно-транспортного происшествия. Схема аварии должна содержать подписи всех участников происшествия;
  10. Если возможность организовать свободный проезд других транспортных средств отсутствует, дожидайтесь приезда сотрудников ГИБДД, ничего для этого не предпринимая. Освободить дорогу для других транспортных средств можно только после составления схемы происшествия;
  11. Ищите свидетелей столкновения для фиксации их личных данных. Следует попросить свидетелей ДТП остаться до приезда сотрудников ГИБДД для дачи свидетельских показаний и установления точной причины аварии;
  12. Дождитесь приезда сотрудников ГИБДД, а затем участвуйте в оформлении ДТП вместе с государственными представителями.

Следуя приведенным выше пунктам, водитель избежит ответственности и штрафа со стороны сотрудника дорожной полиции.

В свою очередь, сотрудники ГИБДД после прибытия к месту происшествия составляют следующие документы:

  • Схему ДТП;
  • Протоколы об административном правонарушении (2 экземпляра);
  • Справку о происшествии.

Сотрудники государственной инспекции приступят к составлению схемы аварии, произведут замеры дорожного полотна, расстановки автомобилей.

Если инспектор упустил из виду какую-либо деталь, которая кажется вам важной, обязательно укажите ему на нее!

Оформление Европротокола

Стоит уделить немного внимания Европротоколу, которого может не оказаться у виновника происшествия. Для тех, кто не знает, что это такое, поясняем: Европротоколом называется специальная форма Извещения относительно дорожно-транспортного происшествия, заполняемая участниками аварии.

Документ подтверждает право одного из участников ДТП на выплату со стороны страховщика по ОСАГО. Также протокол характеризуется как система, с помощью которой удается оформить документы о ДТП без привлечения ГИБДД.

Как правильно составить Европротокол читайте здесь

Что в итоге?

После того как вы разобрались, что значит «обоюдная вина» и каковы ее последствия, стоит подвести итог. Если будет возможность оформить обоюдную вину с равной компенсацией ущерба, страховая компания непременно воспользуется этим и предоставит выплаты обоим участникам ДТП в размере 50%.

Если вы не согласны с таким решением, получаете право обратиться в суд с иском для требования об увеличении размера выплаты. Для этого понадобится привлечь хорошего адвоката.

Источник: https://osago-go.com/osago/oboyudnaya-vina-v-dtp

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.