Доверенность на корпоративный автомобиль

Содержание

Нужна ли доверенность на управление автомобилем в 2020 г

Доверенность на корпоративный автомобиль

С ноября 2012 года доверенность на управление чужим автомобилем, в том числе служебным или корпоративным, не нужна. Разбираем подробнее в статье.

Нужна ли доверенность на управление чужим автомобилем

Чтобы управлять чужим автомобилем или другим транспортным средством, водителю не нужна доверенность и инспектор ГИБДД не вправе требовать её предъявить. Эта норма введена уже давно, в ноябре 2012 года и действует до сих пор.

Перечень документов, которые обязан иметь при себе водитель и предъявлять по требованию инспектору, перечислены в п. 2.1 ПДД.

«2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1.

Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: — водительское удостоверение или временное разрешение на право управления ТС соответствующей категории или подкатегории; — регистрационные документы на данное ТС (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам); — в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов— документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

— документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак “Инвалид”;

В случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.

2.1.1(1).

В случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», представить по требованию сотрудников полиции, уполномоченных на то в соответствии с законодательством Российской Федерации, для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. Указанный страховой полис может быть представлен на бумажном носителе, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 указанного Федерального закона, в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе».

Перечислим документы, которые обязан иметь при себе водитель согласно п. 2.1 ПДД кратко:

— водительское удостоверение — регистрационные документы (свидетельство о регистрации), если есть прицеп — то и на него

— полис ОСАГО 

также в установленных случаях водитель должен иметь:

— документ на инвалидность
— разрешение на перевозку пассажиров, документы на перевозимый груз, путевой лист или другие документы.

Как видите, доверенности в этом списке НЕТ.

В настоящее время роль доверенности выполняет полис ОСАГО. Собственник автомобиля может вписать в этот полис всех лиц, кому доверяет управлять своим автомобилем.

Если же водителя нет в полисе ОСАГО, то выпишут штраф согласно ст. 12.37 КоАП в размере 500 или 800 руб., а машину заберут на штрафстоянку.

Если ситуация такова, что автомобилем управляет множество разных людей, то можно оформить страховой полис без ограничений. В этом случае ТС может управлять любой человек, но стоимость такой страховки значительно выше.

Нужна ли доверенность на управление служебным, корпоративным автомобилем

Любой сотрудник, директор или другой руководитель предприятия или фирмы может ездить на служебном или корпоративном автомобиле без доверенности.

В этом случае работает тот же пункт 2.1 ПДД, а роль доверенности выполняет полис ОСАГО. То есть сотрудник или должен быть вписан в ОСАГО, или полис должен быть без ограничений.

Это касается «не коммерческих» поездок. Если же на автомобиле фирмы осуществляется коммерческая перевозка грузов или пассажиров, то тут уже будет нужен определённый пакет документов. Но это тема отдельной статьи.

Когда может понадобиться доверенность

Не смотря на то, что доверенность на управление автомобилем отменена, она может понадобиться в других случаях. Например, автомобиль забрали на штрафстоянку, а хозяин далеко и без доверенности машину просто могут не отдать. 

Также доверенность пригодится, если хозяин по каким-либо причинам сам не может пройти техосмотр, водитель выезжает за границу и т. д. Советуем предусмотреть ситуации, которые могут возникнуть, и вовремя оформить доверенность. 

Приходите учиться к нам — и вы сдадите все экзамены без проблем!

автошкола Медведково 

автошкола Выхино

автошкола Некрасовка

автошкола Преображенская площадь

автошкола Академическая  

автошкола Беляево

автошкола Аэропорт

Источник: https://avtokursprofi.ru/info/2020/03/12/nugna-doverennost-avtomobil.html

Смотрите, какая тема — Какие нужны документы на автомобиль, если управляет не собственник?

Доверенность на корпоративный автомобиль

Если со списком документов на машину, когда за рулём сидит собственник автомобиля, многим автолюбителям всё предельно понятно, то у других водителей с этим почему-то возникают вопросы. Однако, и в таком случае всё просто, за исключением ряда тонкостей.

В данной статье мы рассмотрим полный перечень документов на авто в 2020 году для езды за рулём не хозяином транспортного средства, штрафы за их отсутствие и различные ситуации – когда автомобиль недавно куплен, если речь идёт, не только о легковом, а о грузовом авто, бумаги на прицеп.

Самое главное, что нужно знать!

В контексте того, кто сидит за рулём, с юридической точки зрения есть 3 возможных лица, и их важно различать, чтобы понимать, какие документы в машине должны лежать при остановке инспектором ДПС:

  • водитель – это человек, который управляет автомобилем в данный момент времени, то есть воздействует на рычаги управления, именно у него есть обязанность не только иметь при себе документы на авто, но и передать (именно передать, а не просто показать) для проверки сотруднику ГИБДД,
  • собственник – это лицо, которому принадлежит право собственности на транспортное средство; подтверждающим такое право является договор купли-продажи (а не ПТС, как считают некоторые автолюбители),
  • владелец – не следует путать его с собственником; это человек, которому собственник доверил право владения машиной, причём, такое право может быть передано и устно путём простой передачи ключей и документов на машину. Водитель – не хозяин авто также является его владельцем в данный момент времени.

Теперь давайте рассмотрим, что требуется для владельца и одновременно водителя ТС, не являющегося собственником, когда тот сиди за рулём на дороге.

Какие документы всегда должны быть в машине?

Итак, для не собственника легкового авто, использующегося в данный момент времени для личных нужд, нужен стандартный комплект документов – ровно такой же, как если бы управлял собственник. Все они перечислены в пункте 2.1.1 ПДД.

Водительское удостоверение

Здесь всё просто. Это основной документ, подтверждающий, что вы можете ехать в принципе вне зависимости от того, кому принадлежит управляемое вами транспортное средство. В правах у вас должна быть действующая категория именно на данный автомобиль или мотоцикл.

Свидетельство о регистрации

Это вторая нужная в машине бумага. По практике 2020 года считается, что фактически выдача права доверия собственником владельцу автомобиля производится путём передачи ему основного документа из списка – СТС, розового пластика, подтверждающего регистрационный учёт и содержащего регистрационные данные о машине.

Вот так оно выглядит:

Свидетельство о регистрации (его называют сокращённо также “СТС” или “СоРТС”) по состоянию на 2020 год не может быть электронным документом, поэтому его надо возить всегда с собой.

Страховка ОСАГО

Это третий основной документ. Он подтверждает исполненную автовладельцем обязанность по страхованию ответственности в случае виновности в ДТП.

В зависимости от вида полиса, у вас может быть 2 варианта для наличия права управления данным автомобилем:

  • если ОСАГО ограниченный, то вы как водитель и ваше действующее водительское удостоверение должны быть вписаны в полис (в поле №3),
  • если страховка неограниченная, то никто не вписывается в список допущенных водителей, и это значит, что ездить на машине может любое лицо.

Таким образом, когда хозяин автомобиля вам передаёт страховку, вам нужно убедиться, что либо в пункте 3 отмечено галочкой, что полис неограниченный, либо ваши данные вписаны в таблицу ниже галочки об ограниченности ОСАГО. Это помимо того, что нужно ещё, конечно же, посмотреть период действия страховки.

Но данный документ, в отличие от вышеуказанных, может быть электронным. И в этом случае по букве ПДД вы должны передать при остановке ГИБДД либо его распечатанную копию, либо показать на экране смартфона (пункт 2.1.1(1) ПДД). Однако, если у вас не будет ни того, ни другого, то наказания за это нет.

Но мы рекомендуем проверить ещё одну важную тонкость – действительность полиса ОСАГО. Это необходимо для уверенности в том, что в случае ДТП за вас заплатит страховая компания, а не вы из собственного кармана.

Делается это через официальный сайт РСА – просто выберите серию полиса и введите его номер. В появившейся в результате проверки таблице в колонке статуса должно быть “находится у страхователя”.

 Если же вам выдало, что страховой полис “находится у страховщика” или вовсе не нашло данных по номеру, то это может быть липовая страховка. В этом случае она не действует.

Какие штрафы за отсутствие?

За отсутствие каждого из этих документов предусмотрен штраф. Они небольшие, но, помимо них, может быть применена затратная мера обеспечения.

  • За отсутствие с собой водительских прав предусмотрен штраф 500 рублей. На него распространяется скидка, и можно заплатить 250 рублей в первые 20 дней после вынесения постановления. Камеры автофиксации данное нарушение не фиксируют.
  • Если же у вас вовсе нет права управления, они просрочены либо нет соответствующей категории, то штраф будет уже от 5 до 15 тысяч. Но главное – наказанию будет подвергнут и тот, кто передал вам управление автомобилем (чаще всего собственник) – ему выпишут 30 000 рублей по части 3 статьи 12.7 КоАП РФ.
  • За вождение без СТС штраф небольшой – 500 рублей. Однако, в данном случае предусмотрена эвакуация на штрафстоянку, если документ не успеют привезти раньше приезда эвакуатора.
  • За страховку ОСАГО в 2020 году действуют целых 3 штрафа:
    1. те же 500 рублей, если вы просто забыли дома этот документ,
    2. 800 – если владелец вообще не покупал ОСАГО на данный автомобиль, либо полис просрочился,
    3. 500 рублей, если вы не вписаны в действующую страховку.

Таким образом, если вы забыли дома все эти 3 документа, то суммарный штраф составит 1 500 рублей, при условии, что все эти документы на машину есть, просто вы не взяли их с собой.

Какие документы точно не нужны?

Между тем, у многих автолюбителей есть сомнения относительно тех или иных документов на автомобиль. Давайте рассмотрим, какие из них вам точно не потребуются:

  • ПТС – возить его с собой вообще по закону не нужно ни при каких условиях; но если речь идёт о вновь купленной машине, то могут быть нюансы (об этом ниже),
  • договор купли-продажи – это единственный документ, удостоверяющий право собственности на авто, но ПДД не обязывают вас возить его с собой и предъявлять инспектору ни в каких случаях,
  • справка из автошколы – её также не нужно иметь в машине, и даже если вы потеряли водительское удостоверение, такая справка не спасёт от штрафа.

Нужен ли паспорт?

Достаточно двоякая ситуация возникает с главным документом, удостоверяющим личность гражданина. Дело в том, что, с одной стороны, прямой обязанности носить его с собой у вас нет – нигде в законах 2020 года об этом прямо не прописано.

С другой стороны, если вы что-то нарушили, то административный материал составляется при предъявлении именно удостоверяющего личность документа. А вот водительские права таковым не являются.

Но на практике на сегодняшний именно водительского удостоверения бывает достаточно для инспектора ДПС для вынесения штрафа или иного наказания. Хотя формально для этого требуется паспорт, в его отсутствие закон О полиции обязывает сотрудника доставить вас в отдел до выяснения личности.

Нужна ли доверенность?

У многих автолюбителей возникает загвоздка в том, что когда они едут на чужой машине с неограниченной страховкой, по сути они не могут доказать, что этот автомобиль они не угнали. Ведь СТС и полис хозяева нередко оставляют в бардачке!

Отсюда закономерно следует, что должна быть доверенность на право распоряжения транспортным средством. Но такая закономерность не подкреплена законодательно.

Действительно, эта бумага имеет место действовать в законодательстве. Однако, она не обязательна для предъявления инспектору ДПС на дороге, равно как её отсутствие причинит больше проблем.

Есть, конечно, несколько тонкостей с доверенностью:

  • при её наличии среди материалов дела, собственника, доверившего вам автомобиль, могут привлечь за передачу вам управления, когда вы подвергаетесь ответственности по определённым статьям (например, за отсутствие с собой в/у или за опьянение),
  • доверенность бывает не только на управление, но и, к примеру, на право продажи машины или совершение регистрационных действий; и в таких случаях она должна передаваться в письменном виде соответствующим лицам.

В целом же, передавая вам ключи от машины и право владения ей, хозяин по сути выдаёт вам устную доверенность. А вот требовать от вас письменную бумагу сотрудник ГИБДД на дороге не вправе. Он может попросить доказать, что вы не угнали авто, но вы вправе ему отказать.

Если недавно приобрели машину

Как мы выяснили выше, для возможности управления автомобилем требуется СТС и полис ОСАГО в числе обязательных в списке документов.

Здесь возникает резонный вопрос о том, что делать, если вы купили новую машину в автосалоне, и указанных документов у вас нет. Новый закон 2020 года даёт полное право ездить 10 дней без регистрации и страховки. Нет ли здесь противоречия?

На самом деле в данной ситуации действующее законодательство отличается от правоприменительной практики. По закону в таком случае вы обязаны передать для проверки сотруднику ГИБДД только водительские права, устно указав на то, что не прошло 10 дней с покупки авто. А инспектор, из-за неустранимых сомнений в вашей виновности должен пожелать вам доброго пути и отпустить.

На деле же инспекторы нередко пытаются наказать водителя и требуют, помимо прав:

  • договор купли-продажи для подтверждения даты покупки авто,
  • ПТС с соответствующей записью.

Причём, возможны варианты, когда сотрудник просит оба документа, либо когда только любой из них. Как быть, решать вам! С одной стороны, если вы хотите потратить на общение с ДПС как можно меньше времени, возите с собой этот комплект документов. В противном случае возможный штраф легко обжалуется, и уже при подаче жалобы вы просто приложите копию ДКП для подтверждения незаконности наказания.

Если же речь идёт о б/у автомобиле, то свидетельство о регистрации на него уже есть, поэтому обязанность передать его для проверки никуда не девается. А вот ОСАГО у вас всё также есть право оформить в течение 10 дней после даты приобретения машины.

Если авто с прицепом

…То прицеп должен быть отдельно зарегистрирован в ГИБДД и иметь собственное свидетельство о регистрации, которое также всегда нужно возить с собой. Это в самом простом случае.

Если же речь идёт о грузовом транспорте с прицепом, то требуется также отметка в ОСАГО о том, что машина “используется с прицепом”. А вот на легковой автомобиль такой пометки не требуется.

Когда и кому нужен путевой лист?

Путевые листы требуются, если выполняются оба следующих условия:

  1. вы осуществляете коммерческую деятельность на транспорте,
  2. в данный момент вы перевозите багаж и/или пассажиров.

Это регулирует ФЗ №259 об Уставе автотранспорта. Его статья 1 предписывает, что закон действует в отношении автомобилей, которые оказывают услуги. А статья 6 обязывает в таких случаях иметь при себе заполненный путевой лист.

Кроме того, для водителя такси обязательно возить лицензию на осуществление этой деятельности.

Какие нужны документы на машину юрлица?

Автомобили, принадлежащие юридически лицам, также должны быть зарегистрированы в ГИБДД и застрахованы. Поэтому в данном случае стандартный набор документов включает в себя водительские права, СТС и полис ОСАГО. Но, помимо них, вам потребуются:

  • письменная доверенность от организации во всех случаях,
  • путевой лист, если в данный момент вы осуществляете коммерческую перевозку багажа, груза или пассажиров,
  • документы о прохождении планового медосмотра, если являетесь сотрудником юридического лица.

Источник: https://AutoTonkosti.ru/q/kakie-nuzhny-dokumenty-na-avtomobil-esli-upravlyaet-ne-sobstvennik

Директор на служебном автомобиле. Что осталось за кадром

Доверенность на корпоративный автомобиль
Директор управляет служебным автомобилем. Во многих организациях директора и руководители экономят на штате личного водителя и управляют служебным автомобилем сами.

Если вас интересует вопрос в общем понимании: «Вправе ли директор при наличии в штате водителей в свое рабочее время управлять служебным автомобилем?», то на этот счет есть хорошая статья на ресурсе Гарант

Но, я рассмотрю вопрос в разрезе именно обеспечения безопасности дорожного движения.

Неоторые думают что это очень просто: отдал служебный авто директору и все.

Некоторые идут еще дальше: личный автомобиль сдают своей же организации в аренду, и не понимают, что в результате этих шагов они «вошли» в правовое поле обеспечения безопасности дорожного движения.

Теперь директору, управляющему служебным автомобилем , надо проходить стажировку, инструктажи, периодические и предрейсовые медицинские осмотры. Соответственно, и выпуск на линию необходимо осуществлять каждый день.

А если это единственный автомобиль в организации, то директор становится ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и надо подумать кому делегировать эти полномочия.

Что делать? На кого ляжет ответственность при ДТП?

Мне однажды задали еще один интересный вопрос:

…Наше начальство все время ссылается на доверенности, выданные нашей организацией на право пользования ТС. Но какой приоритет она дает ответственному лицу за БДД, освобождает ли от ответственности или теперь они обеспечивают БДД сами? И если у нас 10 сотрудников постоянно водят автомобили по доверенности, то нужно ли включать пункты должностной инструкции водителя в их инструкции?

…Прочитайте полезную статью до конца, а затем возвращайтесь сюда. Я предлагаю вам стать пользователем нашего нового ресурса, где собраны видео-статьи. Например «Нужен ли директору путевой лист если его авто…»

Переходим ЗДЕСЬ

ДИРЕКТОР И ДОВЕРЕННОСТЬ НА СЛУЖЕБНЫЙ АВТОМОБИЛЬ

Давайте сначала закроем вопрос с доверенностями. Между доверенностью на право управлением автомобилем и ответственностью за БДД нет вообще никакой связи.

Потому, что Доверенность дает всего лишь ПРАВО пользоваться (а точнее управлять) автомобилем.

А есть ОБЯЗАННОСТЬ обеспечивать БДД в организации.

И эту обязанность руководитель может делегировать вместе с ответственностью не по доверенности, а только Приказом на компетентное лицо.

И управление автомобилем не является мероприятием, направленным на обеспечение БДД, так как обеспечение БДД — это мероприятие направленное на предупреждение ДТП и снижение тяжести их последствий).

Поэтому неверно думать, что, если вы дали водителю доверенность на управление служебным автомобилем, значит он занимается вопросом обеспечения БДД.

Теперь, что касается вопроса, когда служебным автомобилем управляют специалисты, начальники, руководители, директора.

Согласно статьи 20 ФЗ-196 О БДД у юридического лица возникает обязанность по обеспечению БДД при выполнении двух условий:

  • Есть служебные авто, которыми владеет организация на праве собственности или аренды;
  • Эксплуатация авто, а именно есть сотрудники (неважно какая должность) которые выполняют функции водителя и управляют ими.
  • К сведению!Для специалистов, ответственных за обеспечение БДД, у нас есть готовое решение, которое немедленно упакует вашу работу на 100%. Это Пакет Готовых Шаблонов (более 90 форм, образцов и шаблонов), который успешно прошел реальные надзорные проверки.
  • Подробнее…

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДИРЕКТОР ВОДИТЕЛЕМ АВТОМОБИЛЯ

Если генеральный директор на служебном автомобиле совершит ДТП с пострадавшими, то к ответственности могут привлечь его как водителя, его как руководителя организации (обязан обеспечить БДД), и вас как ответственное лицо непосредственно уполномоченное проводить все соответствующие мероприятия (у вас есть должностная инструкция и есть Приказ).

У очень многих неверное представление о том, кто такой водитель. Многие полагают, что водитель — это штатный водитель.

А если начальник управляет служебным авто, то это не водитель по штату, значит мероприятия по отношению к нему (стажировка, инструктаж, обучение) проводить не надо.

Это не так.

Согласно статьи 2 ФЗ-196 «О БДД» водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством. Поэтому «водителя» надо понимать не как штатного водителя, а как любого сотрудника, управляющего транспортным средством. А если точнее выполняющего функции водителя.

Директор, управляя служебным автомобилем, кроме обязанностей директора, выполняет работу водителя. Потому управление автомобилем это функции не директора, а это функции водителя.

Поэтому у любого сотрудника, управляющего служебным автомобилем (не важно директор он или начальник, или специалист или водитель), в должностной инструкции должны быть прописаны функции (обязанности) водителя.

Но мало считать директора водителем. Необходимо проводить с ним все мероприятия, предусмотренные действующим законодательством.

Поймите, что служебный автомобиль и функции управления им (то есть функции водителя) неразрывно связаны. Поэтому если любой сотрудник начинает управлять служебным автомобилем, то он автоматически принимает на себя функции водителя.

То есть он становится водителем, к которому предъявляются требования. Потому что автомобиль — это не рабочий кабинет или рабочий стол. Это источник повышенной опасности.

  • К сведению!Стать экспертом по БДД можно от «немедленно» до 30 дней. Для вас и/или вашего специалиста запущена новая онлайн Программа-содействие. Участие в ней абсолютно бесплатное.
  • Подробнее…

Мне как-то задали вопрос. А есть ли закон, обязывающий вносить в должностную инструкцию должностных лиц, управляющих служебным автомобилем, обязанности водителя.

А ссылки на такой закон нет. Это вытекает из логики. Приведу показательный пример из смежной области: вы принимаете на работу дворника с должностной инструкцией дворника, но по факту он у вас еще и токарь — подрабатывает на станке.

Первый момент. Спросить с него за результат его работы как токаря и за исправность станка, который он эксплуатирует, вы сможете только если у него в должностной инструкции будут обязанности токаря и ответственность токаря.

Второй момент. Для того чтобы работать на станке (опасном производственном объекте) необходимо иметь соответствующую квалификацию, пройти стажировку, инструктажи и регулярные медицинские осмотры.

Риск второго момента заключается в том, что если дворнику оторвет палец на токарном станке, то при разборе несчастного случая специальной комиссией выяснится, что дворник:

  • Не имел квалификации;
  • Не проходил стажировку;
  • Не проходил инструктажи;
  • Не проходил регулярные медицинские осмотры;
  • И вообще у руководства не было основания допускать его к токарному станку, так как у него нет в должностной инструкции обязанностей, прав и ответственности токаря

Если вы проведете аналогию со связкой «директор-водитель» и «токарный станок-автомобиль» вы все поймете.
ВЫВОД и КОНКРЕТНОЕ РЕШЕНИЕ:

  • Поэтому либо директор проходит все мероприятия как водитель (инструктажи, стажировки, медосмотры и т.д.) или нанимайте штатного водителя. Либо делайте ход конем: отдавайте служебный автомобиль в аренду директору. Только скорее всего ваша бухгалтерия не пропустит этот вопрос. Но это уже отдельная тема.

…Время от времени появляется очень актуальный и интересный материал или ценное предложение.

Оставьте свой E-mail, чтобы быть в курсе и держите себя в теме последних событий. Подписная форма НИЖЕ.

Источник: http://trans-co.ru/?p=5308

Гибдд охотится на водителей без доверенностей и путевых листов

Доверенность на корпоративный автомобиль

Уже три года прошло с тех пор, как в России были отменены доверенности на управление автомобилем. Однако, в последнее время инспекторы ГИБДД снова стали спрашивать доверенности у водителей служебных автомобилей.

И хотя штраф за отсутствие доверенности отменён, инспектор может попросить показать путевой лист.

Если его нет, водитель может быть оштрафован на 500 рублей, а организация, на которую зарегистрирован автомоблиь – до 100 тысяч рублей.

Поэтому, если вы садитесь за руль служебного автомобиля без путевого листа, позаботьтесь о том, чтобы у вас была с собой доверенность. Без неё вы не сможете ни забрать машину со штрафстоянки, ни пообщаться с дилерами или страховщиками.

Для чего может понадобиться доверенность?
 

— На штрафстоянке

— в автосервисе

— при регистрационных действиях в ГИБДД

— при оформлении страховки

Ещё один важный нюанс, о котором забывают руководители корпоративных автопарков, отказываясь от доверенности — ответственность.

Следует помнить, что в ситуации, когда сотрудник компании управляя служебным транспортом попадает в ДТП или нарушает ПДД, ответственность за возмещение вреда, согласно статье 1079 ГК РФ, ложится на владельца автомобиля, то есть на компанию.

Но если будет доказано, что водитель не был связан с компанией трудовым договором и управлял машиной по доверенности, возмещать вред будет он сам.

Таким образом, если компания выдала своему водителю доверенность, да ещё и подкрепила её актом приёма-передачи, она не будет нести ответственность за действия своего сотрудника на дороге.

Частным лицам также не нужно забывать о том, что если они передают личную машину знакомым или родственникам, грамотно составленная доверенность обезопасит владельца автомобиля от многих возможных неприятностей.

По действующим на сегодня (декабрь 2015) правилам, водитель не обязан предъявлять сотруднику ГИБДД доверенность. Но и запрета на предъявление доверенности нет. Другое дело, что инспектора будет интересовать не только доверенность.

Когда три года назад ГИБДД предложила отменить доверенности, предполагалось, что право на управление автомобилем будет подтверждаться страховым полисом ОСАГО. Однако у корпоративных автомобилей страховка часто бывает с неограниченным числом водителей — и единственным документом для подтверждения права на управление остаётся путевой лист.

В каких ситуациях инспектор ГИБДД имеет право потребовать у водителя путевой лист?
 

— Если автомобиль принадлежит юридическому лицу;

— если отсутствует доверенность, а полис ОСАГО не имеет ограничений по количеству водителей;

— если водитель едет с грузом;

— если в служебном автомобиле находятся пассажиры

По правилам, в путевом листе указываются данные автомобиля и водителя, количество израсходованного топлива, а также отметки механика и медработника, выпустивших машину на линию или в рейс. В соответствии с пунктом 2.1.1 ПДД “в установленных случаях” инспектор ГИБДД имеет право потребовать у водителя предъявить путевой лист.

Многие водители ошибочно считают, что путевые листы нужны только водителям грузовиков, автобусов или такси. А разъезжать по своим делам на корпоративной легковушке можно и без этого документа. Причина этого заблуждения кроется именно в той самой формулировке “установленные случаи”.

В ПДД эти самые случаи не описаны, но описаны в Уставе автомобильного и городского наземного электрического транспорта, который утвержден федеральным законом №259-ФЗ от 8 ноября 2007 года.

Этот устав запрещает «осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство», а порядок оформления, в свою очередь, указан в приказе Минтранса от 18.09.2008 №152.

Однако в том же уставе говорится, что пассажир вместе со своим багажом — это только тот, кого перевозят на основании договора о транспортных услугах.

Иными словами, если компания-владелец официально не занимается извозом, а сама поездка частная, то ни эти правила, ни «установленные случаи», требующие путевых листов, на водителя не распространяются. И многие суды часто становятся на сторону компаний, которые были оштрафованы за отсутствие у их сотрудников путевых листов.

Так можно ли ездить без путевого листа?
 

Однако, в конце прошлого года, Верховный Суд РФ своим определением №302-КГ14-529 по делу красноярской компании, которая не выдавала водителями путевые листы, поддержал решение Федерального арбитражного суда в Иркутске: любые юридические лица, а также индивидуальные предприниматели безотносительно их рода деятельности даже в поездках для собственных нужд обязаны оформлять путевые листы, когда в машине, помимо водителя, находится пассажир или багаж.

Верховный суд исходил из более широкой трактовки понятия “пассажир”, которую дают ПДД и федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (№196-ФЗ от 10 декабря 1995 г.).

Согласно их букве, пассажиром считается всякий, кроме водителя, кто находится в транспортном средстве, а также тот, кто входит или выходит из него.

И если организация в принципе использует машины для перевозки людей и багажа даже в своих собственных нуждах, она должна подчиняться и Уставу перевозок автомобильным транспортом. Даже если директор компании со своей семьёй в выходные едет на служебной машине на дачу, а не по делам фирмы.

Более того, Верховный Суд своим решением подтвердил: если организация эксплуатирует легковые и грузовые автомобили для перевозки сотрудников и грузов по дорогам общего пользования, значит сотрудники являются участниками дорожного движения — поэтому фирма обязана “обеспечивать безопасность пассижиров и грузов автомобильным транспортом, а именно соблюдать порядок заполнения путевых листов, включать в них обязательные реквизиты и осуществлять ежедневный послерейсовый контроль технического состояния транспортных средств».

При этом водители должны иметь при себе путевые листы с обязательными реквизитами, заполненные в установленном Минтрансом порядке, то есть, помимо данных о машине, компании-владельце и водителе, нужно указывать еще время и пробег при выезде на рейс, а также ставить отметки о дате и времени предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя!

Штраф за нарушения в этом случае предусмотрен не только для водителя, но и для владельца автомобиля — 100 тысяч рублей по части 1 статьи 12.31.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

И на чью сторону встанет суд при обжаловании штрафа, неизвестно. Как говорят на Руси, «закон — что дышло: куда повернул, туда и вышло».

А главный вывод пока неутешителен: езда по России без доверенностей и путевых листов на служебных автомобилях — лотерея с немалой суммой на кону.

Источник: https://id20.ru/news/gibdd-ohotitsya-na-voditelei-bez-doverennostei-i-putevyh-listov.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.