Денежные обязательства должника

По вопросу толкования статьи 317.1 ГК РФ

Денежные обязательства должника

Статья 317.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) с момента её появления оказалась для юридического сообщества своеобразной загадкой. В попытках определить её юридическое значение и область применения были высказаны самые разные мнения.

Можно отметить следующие публикации коллег Сергея Аристова по обзору судебной практики по данной статье (http://zakon.ru/blog/2015/07/20/statyu_3171_gk_rf_kazhdyj_tolkuet_na_svoj_us_i_cvet ), Дмитрия Некрестьянова по вопросу применения статьи 317.1 ГК РФ к авансам (см.http://zakon.

ru/blog/2015/06/05/primenenie_st3171_gk_rf_k_avansam), и, особено, Артёма Карапетова с обширным и наиболее детальным комментарием к статье 317.1 ГК РФ (см.http://zakon.ru/blog/2015/08/10/kommentarij_k_st3171_gk_o_zakonnyx_procentax).

В ходе дискуссии коллеги рассматривали различные аспекты, связанные с выявлением смысла и места указанной выше статьи в общей части обязательственного права. На данный момент активность юридического сообщества в рассмотрении вопроса о толковании статьи 317.1 ГК РФ заметно снизилась.

Но однозначного ответа на ряд возникших вопросов всё ещё нет.

Этим текстом я предоставляю на обсуждение ряд суждений, которые, возможно, помогут лучше разобраться в том, как следует толковать статью 317.1 ГК РФ.

Начну с общего, а именно с понятия денежного обязательства.

Статья 317.1 ГК РФ использует понятие «денежное обязательство» в качестве ключевого элемента конструкции статьи.

Но ГК РФ не содержит понятия денежного обязательства,  хотя это словосочетание используется в статье 317 («Валюта денежного обязательства») и статье 395 («Ответственность за неисполнение денежного обязательства») ГК РФ.

В статье 307 ГК РФ указывается:

«В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности».

Если исходить из формулировки ст. 307, то под денежным обязательством следует понимать те из обязательств, предмет которых составляет исключительно уплата денег.

Эта идея имеется и в совместном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 13, Пленума Высшего Арбитражного Суда N 14 от 08.10.

1998 “О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами” (далее Постановление). В п.

1 Постановления указывается:

“Имея в виду, что статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги…

Денежным может быть… обязательство в целом (в договоре займа)

Если исходить из такого понимания, то обязательства, предмет которых не составляет уплату денег, но из которых возникает обязанность по уплате, не следует рассматривать в качестве денежных. В соответствии с ГК РФ под обязательством следует понимать правоотношение сторон относительно предмета обязательства. В этих правоотношениях у сторон есть права и обязанности, связанные с предметом обязательства. Исходя из такой понимания, предметом обязательства из договора подряда будет выполнение работы; обязанность оплатить выполненную работу и корреспондирующее ей право требовать такую оплату не сделает такое обязательство денежным.

В противном случае следует задуматься: а не содержит ли тогда любое обязательство в себе денежное обязательство? В таком случае формулировка статьи 307 ГК РФ не дает никакого содержательного различия предметов обязательств.

В пользу озвученной выше позиции говорит и текст ст. 381.1 ГК РФ («Обеспечительный платеж»). Он гласит:

Денежное обязательство, в том числе обязанность возместить убытки или уплатить неустойку в случе нарушения договора… могут быть обеспечены… (обеспечительным платежом)”.

Кроме того, наличие правил п.3 ст. 488 и п.2 ст. 829 ГК РФ, которые определяют право сторон обязательств из договоров купли-продажи, выполнение работ, оказания услуг установить проценты на денежные суммы в рамках указанных обязательств, позволяют сделать вывод о том, что ст. 317.1 ГК РФ не должна применяться к указанным обязательствам.

Не следует исходить из того, что законодатель непоследователен и нацелен на создание противоречий между общими и специальными нормами ГК РФ.

В таком случае под денежными обязательствами следует, в частности, понимать:

  • обязательства из договоров займа, кредита;
  • обязательства из нарушения договоров по выплате убытков, неустойки;
  • обязательства вследствие неосновательного обогащения;
  • обязательства по возврату т. н. «неотработанного аванса» (в случае отсутствия встречного предоставления или его недостаточности);
  • обязательства вследствие применений последствий недействительности сделок (при возврате денежных сумм).

Какие выгоды, если следовать такому мнению?

Можно избежать проблем в попытках толковать статью 317.1 ГК РФ как применимую ко всем денежным обязанностям, в т.ч. связанным с оплатой товаров, работ, услуг, внесенных авансов, в рамках гражданско-правовых договоров.

Такое “ограничительное толкование”  позволяет установить системное положение статьи. В таком случае она и правда нацелена на исполнение обязательства – денежного.

Ведь не возмещая убытков, не возвращая займа или сумму неосновательного обогащения сразу же (или до момента просрочки, если имеется срок исполнения), должник пользуется денежным средствами. Но это (кроме случаев займа) не договорное пользование, соответственно, и установить цену за такое пользование ранее было нельзя.

Также (если судить по судебной практике) при просрочке в возмещении убытков и выплате неустойки нельзя было начислить проценты по ст. 395 ГК РФ на данные суммы.

В общем виде преимущества можно выделить следующим образом:

а) четко очерчена область применения правил ст. 317.1 ГК РФ;

б) устраняется проблема соотношения ст. 317.1 и ст. 395 ГК РФ.

Первая устанавливает плату за пользование денежным средствами с момента возникновения права требования по денежному обязательства, вторая – плату за пользование денежным средствами с момента просрочки исполнения обязанности по уплате денег, в том числе и в рамках денежного обязательства;

в) у должника появляется стимул в быстром исполнении денежных обязательств, а у кредитора – дополнительная возможность получить исполненение или придти к соглашению относительно  процентов по ст. 317.1 ГК РФ.

г) участники оборота могут не задаваться вопросом о применимости ст. 317.1 ГК РФ к договорным платежам.

Источник: https://zakon.ru/blog/2015/9/8/po_voprosu_tolkovaniya_stati_3171_gk_rf

Денежные обязательства должника в ходе внешнего управления. Регулирование фондов потребления должника

Денежные обязательства должника

Ограничение сделкоспособности при заключении новых сделок: в случаях, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на 20% размер требований конкурсных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника, за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления, могут совершаться внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов). В противном случае сделки могут быть признаны судом недействительными по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа, а в случае, если данные сделки были совершены лицом, ранее исполнявшим права и обязанности внешнего управляющего должника, по заявлению вновь утвержденного внешнего управляющего. Регулирование фондов потребления должника: решения, влекущие за собой увеличение расходов должника, не предусмотренных планом внешнего управления, могут быть приняты внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов), за исключением случаев, предусмотренных законом.

План внешнего управления. Рассмотрение плана внешнего управления. Меры по восстановлению платежеспособности.

План внешнего управления ― план особого вида. Его специфической особенностью является одновременный учет, как требований Закона, так и требований, предъявляемых к плану хозяйственной деятельности должника ― юридического лица, важнейшие из которых ― обоснованность и взаимоувязанность приводимых в плане показателей, характеристик и расчетов.

План внешнего управления, как и любой иной план, ― документ, который должен содержать описание поставленной цели, а также качественные и количественные характеристики последовательно осуществляемых действий, направленных на достижение этой цели в установленные сроки.

В том случае, если планом задаются какие-либо экономические либо финансовые характеристики и показатели, они должны обосновываться соответствующими прогнозными расчетами и проектировками, методы проведения которых разработаны экономической наукой и апробированы на практике.

Срок составления: не позднее чем через 1 месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.

Структура плана внешнего управления: он должен предусматривать: а) меры восстановлению платежеспособности должника, б) условия и порядок реализации указанных мер, в) расходы на их реализацию, г) иные расходы должника. Рассмотрение плана внешнего управления (его изменение и утверждение): относится к исключительной компетенции собрания кредиторов.

Срок рассмотрения: рассматривается собранием кредиторов, которое созывается внешним управляющим не позднее чем через 2-а месяца с даты утверждения внешнего управляющего.

Внешний управляющий уведомляет конкурсных кредиторов и уполномоченные органы о дате, времени и месте проведения указанного собрания в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и обеспечивает возможность ознакомления с планом внешнего управления не менее чем за 14 дней до даты проведения указанного собрания.

Компетенция собрания кредиторов по отношению в плану внешнего управления: 1) об утверждении плана внешнего управления; 2) об отклонении плана внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; 3) об отклонении плана внешнего управления; 4) об отклонении плана внешнего управления и освобождении внешнего управляющего с одновременным выбором кандидатуры внешнего управляющего (указываются фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегулируемой организации, членом которой он является) или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден внешний управляющий, и утверждением дополнительных требований к кандидатуре внешнего управляющего. Предоставление плана внешнего управления в суд: утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления представляется в арбитражный суд внешним управляющим не позднее чем через 5-ть дней с даты проведения собрания кредиторов. В случае, если в течение 4-х месяцев с даты введения внешнего управления в арбитражный суд не представлен план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов, и собранием кредиторов не заявлено ходатайство, предусмотренное настоящей статьей, арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. В случае, если внешнее управление было введено арбитражным судом в порядке, установленном пунктом 6 статьи 87 Федерального закона № 127-ФЗ, и в арбитражный суд в течение 2-х месяцев с даты введения внешнего управления не представлен план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов, арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. К мерам по восстановлению платежеспособности должника относятся: 1) перепрофилирование производства; 2) закрытие нерентабельных производств; 3) взыскание дебиторской задолженности; 4) продажа части имущества должника; 4) уступка прав требования должника; 6) исполнение обязательств должника собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами; 7) увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц; 8) размещение дополнительных обыкновенных акций должника; 9) продажа предприятия должника; 10) замещение активов должника.

Предыдущая77787980818283848586878889909192Следующая

Дата добавления: 2014-12-10; просмотров: 2581; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/1-54362.html

Статья 4 Федерального закона №127-ФЗ

Денежные обязательства должника

Состав и размер обязательств должника в рамках банкротства включает как его задолженность перед кредиторами и уполномоченными инстанциями, так и перед сотрудниками. Вопросам определения размера обязательств юридического лица перед работниками посвящена статья 4 127-ФЗ.

Структура и содержание ст. 4 127-ФЗ

Состав денежных требований о выплате выходных пособий и оплаты труда лиц, которые работают по трудовому договору или работали ранее, определяются по ст. 4 127-ФЗ. Нынешняя редакция указанной статьи была введена в 2015 году через принятие 186-ФЗ.

Статья структурно состоит из 5 пунктов. Положения ст. 4 127-ФЗ затрагивают такие вопросы начисления пособий и оплаты труда в процессе банкротства, как:

  1. Дата, на которую определяется размер обязательств.
  2. Состав и размер денежных обязательств.
  3. Какие выплаты и долги учитываются для определения признаков банкротства.
  4. Размер обязательств при оспаривании кредиторских требований.
  5. Когда размер обязательств и обязательных платежей считается установленным.

Согласно законодательству о банкротстве, одними из ключевых являются понятия денежного обязательства и обязательного платежа. Под обязательством 127-ФЗ подразумевает обязанность должника перечислить определенную сумму по гражданско-правовой сделке или иному основанию, указанному в Гражданском кодексе.

Под обязательными платежами подразумеваются налоги, сборы и обязательные взносы в федеральный, региональный или муниципальный бюджеты.

Состав и размер денежных обязательств

Согласно п. 1 ст. 4 127-ФЗ, состав денежных обязательств перед работниками и бывшими работниками юрлица определяется на дату подачи заявления в суд о признании должника банкротом.

Состав денежных обязательств и требований о выплате выходных пособий и зарплаты лицам, трудоустроенным по трудовому договору, и состав обязательных платежей, которые поступили в суд уже после заявления на банкротство, определяются на дату введения в отношении физлица первой процедуры признания несостоятельности.

В законодательстве дополнительно указано, что требования гражданина по выплате выходных пособий и зарплате, которые он должен был получить в иностранной валюте, подлежат пересчету в рубли.

Для пересчета используется курс ЦБ РФ на дату введения процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

Для участия в деле о банкротстве учитываются требования кредиторов по денежным обязательствам и выплате выходного пособия, сроки исполнения которых не наступили на дату введения наблюдения.

По поводу применения п. 1 ст. 4 разъяснения приводятся в п. 11 Постановления ВАС от 2003 года №4. Здесь сказано, что положения статьи распространяются только на обязательства, сформированные до принятия заявления о банкротстве. Норма данной статьи не действует при определении размера и состава текущих платежей по ст. 5 127-ФЗ.

При введении внешнего управления сразу после другого реабилитационного этапа банкротства – финансового оздоровления – применяются особые правила. Если срок исполнения по обязательствам наступил в период внешнего управления, а требование от кредитора поступило при финансовом оздоровлении (по ст. 92 127-ФЗ), то обязательства по таким долгам определяются на дату введения внешнего управления.

Состав и размер кредиторских требований, заявленных в ходе наблюдения, определяются по состоянию на дату введения этой процедуры.

Что учитывается для определения наличия признаков банкротства должника

При определении признаков банкротства по п. 2 ст. 4 127-ФЗ учитываются такие виды задолженности, как:

  1. Размер денежных обязательств и задолженности за товары, работы и услуги.
  2. Суммы займов с учетом процентов, которые подлежат выплате должнику.
  3. Размер задолженности, которая была сформирована в результате неосновательного обогащения.
  4. Размер долга, который возник по причине имущественного вреда кредиторам.
  5. Размер обязательных платежей по российскому законодательству.

В результате введения поправок в указанную статью (п. 1 ст. 4) через принятие 296-ФЗ в 2008 году было изменено определение текущих платежей в деле о банкротстве, а также правовой режим их применения. Речь идет об обязательствах, возникших до возбуждения дела о банкротстве, сроки исполнения которых наступают после введения наблюдения.

В размер задолженности не включаются:

  1. Компенсации за причинение вреда жизни и здоровью гражданина.
  2. Обязательства по выплате компенсации сверх причинения вреда.
  3. Обязательства по выплате вознаграждений авторам интеллектуальной деятельности.
  4. Обязательства перед учредителями должника.
  5. Начисленные пени и штрафы, иные финансовые санкции по российскому законодательству, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
  6. Начисленные проценты за просрочку платежа.
  7. Убытки в виде упущенной выгоды, которые подлежат возмещению.
  8. Иные имущественные санкции, связанные с неисполнением обязанностей по уплате обязательных платежей.

По вопросу начисления компенсаций сверх возмещения причиненного вреда стоит учитывать положения ГСК РФ, которые регламентируют возмещение вреда. В ст.

60 указанного закона прописано, что такие сверхнормативные компенсации могут быть назначены при возмещении вреда, связанного с разрушением объекта капстроительства, требований безопасности при строительстве такого объекта, несоблюдение требований эксплуатации зданий и сооружений.

Согласно разъяснениям п. 1 Постановления Пленума ВАС от 2004 года №29, по смыслу п. 2 ст. 4 для определения наличия признаков банкротства должника могу учитываться суммы, которые были взысканы вместо причитавшегося исполнения обязательств в натуре.

Например, стоимость вещи, которая не была передана кредитору; стоимость оплаченной, но не исполненной должником работы и пр. Подобные требования включаются в реестр как требования конкурсных кредиторов и удовлетворяются в общем порядке по 127-ФЗ.

Требования кредиторов подлежат размещению в реестре требований в качестве требований конкурсных кредиторов и погашаются в порядке, предусмотренном комментируемым законом. Данный правовой режим распространяется на суммы, которые присуждены кредитору из-за изменения способа и порядка исполнения судебного акта по ст. 324 АПК, ст. 434 ГПК.

В п. 4 Постановления Пленума ВАС от 2009 года №63 были даны следующие пояснения:

  1. При решении вопроса о классификации в качестве текущего платежа и требований об уплате процентов по кредиту или микрозайму суды должны исходить из того, что данные проценты вместе с суммой основного долга образуют задолженность по денежному обязательству. В данном случае требования об уплате процентов до принятия заявления на банкротство определяются по правилам п. 1 ст. 4 127-ФЗ и не относятся к текущим платежам.
  2. По смыслу указанной нормы проценты, которые подлежат уплате на сумму займа или кредита и которые начислены на дату подачи заявления о банкротстве, просто присоединяются к сумме займа. В реестр включается требование о выплате денежной суммы, размер которой не изменяется.
  3. Если требование по обязательствам, которые возникли до возбуждения дела о банкротстве, определяется на дату введения наблюдения (по п. 3 ст. 63 127-ФЗ), то срок исполнения обязательств наступает также позже.
  4. Требования об уплате процентов за пользование заемными средствами, которые вытекают из обязательств, возникших после принятия заявления о банкротстве, являются текущими платежами.

В Письме ВАС от 2011 года №ВАС-С03/УЧП-175 также сказано, что все проценты по кредиту всегда являются основным долгом, а не текущим платежом, если кредит был выдан до возбуждения дела о банкротстве.

В п. 3 ст. 4 127-ФЗ сделано примечание, что размер денежных обязательств считается установленным, если он был определен в порядке по данному ФЗ-127. Такой порядок определен в ст. 71 закона о банкротстве для процедуры наблюдения и ст.

100 для внешнего управления. Ранее в п. 4 ст. 4 в прежней версии закона о банкротстве содержалось иное правило, когда размер обязательств считался установленным.

Он должен был быть подтвержденным вступившим в силу решением суда или документами о признании должником указанных требований.

Размер денежных обязательств при оспаривании должником требований кредиторов

Если должником оспариваются требования кредиторов, то размер денежных требований определяется судом в порядке, который предусмотрен в 127-ФЗ.

При оспаривании требований кредиторов по п. 4 127-ФЗ размер их определяется судом на основании ст. 71, 100 127-ФЗ.

Иное

В п. 5 оговаривается, что требования кредиторов по неденежным обязательствам могут предъявляться в суд в порядке по процессуальному законодательству. Это относительно новая норма, которая была введена в середине 2015 года.

Согласно разъяснениям ВАС от 2004 года №29, при рассмотрении споров в отношении неденежных споров другими судами обеспечительные меры в части ограничения распоряжения имуществом не применяются, если в отношении должника были введены процедуры финансового оздоровления (по п. 1 ст. 81 127-ФЗ), внешнего управления (по п. 1 ст. 94 127-ФЗ), конкурсного производства (по п. 1 ст. 126 127-ФЗ).

Арест имущества и иные ограничительные меры в части распоряжения имуществом должника применяются только по определению арбитражного суда, который ведет дело о банкротстве.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/stata-4.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.